ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 34

На основе генеалогических портретных галерей в 1672 г. по инициативе Артамона Сергеевича Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию официальных портретных галерей Нового времени. Иллюстрации к нему поясные портреты русских правителей) выполнила группа иконописцев во главе с Иваном Максимовым, учеником Симона Ушакова; каждый портрет заключён в овальную раму из ярких пышных цветов. Изображение Ивана IV Васильевича (Российский государственный архив древних актов) принадлежит, по-видимому, кисти Ивана Максимова: царь представлен вполоборота вправо, в шубе и расшитом драгоценными камнями оплечье, со скипетром в правой руке, на голове двухъярусный венец сложной барочной формы. В отличие от так называемых портретов средневековой традиции, где внимание сосредоточено на «орнате» – торжественном царском одеянии, на миниатюре из Титулярника важное значение имеет живое, выразительное лицо Ивана IV Васильевича со взглядом, устремлённым на зрителя, его брови сведены к переносице, слегка вьющаяся борода раздвоена на конце. Портреты Ивана IV Васильевича (с вариантами в деталях) есть также в копиях Титулярника 1672 г. (Российская национальная библиотека, Государственный Эрмитаж), 1690–1698 гг. из Троицкого собора Пскова (Исторический музей), начала XVIII в. (Российская национальная библиотека). На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676–1682 гг. (Исторический музей), Иван IV Васильевич в молении представлен слева, в монашеских одеждах, с непокрытой головой и бородой средней величины; в надписи назван Иоанном, иноком Ионой. Композиция повторялась позднее, например, на эмалевой иконе конца XIX в. (музей-заповедник «Ростовский кремль»). К этой же традиции исторической персонографии относятся несколько династических портретных циклов, созданных в Новое время. Один из них (середина XVIII в., музеи Московского Кремля), включающий живописные портреты Рюриковичей и Романовых, в 1840 г. поступил в Оружейную палату из Императорской шпалерной мануфактуры, где использовался в качестве картонов для гобеленовой портретной серии. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных (вымышленных) портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете Ивана IV Васильевича как характерные черты внешности сохранены длинный крючковатый нос, грозно сведённые брови; на голове трёхъярусный венец с элементами западноевропейской зубчатой короны, византийского венца закрытого типа и короны российских самодержцев XVIII в.

 



 
PR-CY.ru