ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 38

Ещё один упоминаемый Д.А. Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной библиотеке в Вене: Иван IV Васильевич изображён по пояс, в левой руке свиток. Ни один из прижизненных портретов Ивана IV Васильевича, гравированных за границей, по замечанию Д.А. Ровинского, не имеет признаков достоверности. Однако западные мастера верно уловили чрезвычайное сходство царя с его отцом, следствием чего стало распространение портретов великого князя Василия III Ивановича с подписями, в которых изображённый именуется как Иван IV Васильевич. Д.А. Ровинский признаёт оригинальными два портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. в Нюрнберге. Иван IV Васильевич изображён молодым, энергичным, с правильными чертами лица, короткой причёской и довольно длинной бородой, в парчовом кафтане и высокой шапке-гречневике, отороченной мехом, на которую надета золотая корона, на шее – толстая витая золотая цепь; на левое плечо опирается многоярусный скипетр, увенчанный квадрифолием в ромбе (рук не видно). Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных немецких картинок, хранился в собрании Д.А. Ровинского. Другой профильный поясной портрет Ивана IV Васильевича в технике гравюры, отчасти повторяющий предыдущий (шапка с короной, форма скипетра, причёска и борода), воспроизведён в книге 1585 г. (экз.: Российская государственная библиотека). Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста. Особый интерес к личности Ивана IV Васильевича возник во второй половине XIX в. под влиянием трудов историков Василия Осиповича Ключевского и Николая Ивановича Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина Вячеслава Григорьевича Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864 г., Третьяковская галерея; с этой картины и других рисунков В.Г. Шварца Николай Семёнович Мосолов выполнил серию гравюр). В 1871 г. (вариант – 1875 г.) М.М. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (бронза, Русский музей; мрамор, Третьяковская галерея; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), за которую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе государство.

 



 
PR-CY.ru