ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 33

По небольшому размеру и изводу он близок к надгробным портретам царя Фёдора Ивановича (Исторический музей) и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (Третьяковская галерея), происходящим из Архангельского собора Кремля. По мнению Е.С. Овчинниковой, все три портрета созданы в 1630 гг. как часть незавершённой серии; Платон Александрович Белецкий датировал портрет Ивана IV Васильевича второй четвертью XVII в. и считал, что он предназначался для украшения внутренних покоев дворца. В последнее время учёные (Михаил Михайлович Красилин, Александр Анатольевич Горматюк и др.) склоняются к тому, что произведение является стилизацией или подделкой конца XIX – начала XX вв., о чём свидетельствуют стиль исполнения, некоторые приёмы письма, технологические признаки. На портрете у Ивана IV Васильевича удлинённая форма головы, крупные черты лица, высокий лоб с залысинами, орлиный нос, вьющиеся волосы и густая округлая борода, изображён без нимба. Особый тип средневекового портрета, куда включался образ Ивана IV Васильевича, – генеалогические композиции, построенные по типу родословия Христа – «Древа Иессеева». Один из примеров – фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве (1689 г.), созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1560 гг.), где впервые в русском искусстве композиция «Древо Иессеево» была осмыслена как модель всемирной истории, в её боковые ветви наряду с образами библейских персонажей введены изображения русских великих князей. В росписи Новоспасского монастыря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; Иван IV Васильевич (изображён вместе с царём Фёдором Ивановичем; фрагмент снят со стены в 1937 г., ныне в Историческом музее) представлен фронтально, со скипетром в правой руке, напоминающим жезл первосвященника, левая рука поднята в молении. На нём царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами. Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчёркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый русский царь изображён с нимбом; в сопроводительной надписи указаны титул и имя с эпитетом «Грозный». По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ Ивана IV Васильевича наиболее близок к надгробным княжеским портретам в сохранившейся росписи Архангельского собора Кремля (1652–1666 гг.).

 



 
PR-CY.ru