ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 35

На плечах Ивана IV Васильевича подбитая горностаем шуба с застёжкой-фибулой на груди, поверх надето оплечье, осыпанное жемчугом и запонами с драгоценными камнями. Некоторые детали одежды (горностаевый мех, зубчатый венец) указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевропейские образцы. К типу вымышленных портретов принадлежат также различные по деталям иконографии живописные изображения Ивана IV Васильевича конца XVII – XVIII вв. из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода». В собрании Угличского историко-художественного музея есть два поясных портрета Ивана IV Васильевича сходной иконографии (в лёгком развороте, с державой и со скипетром в руках, в шапке Мономаха), различающиеся лишь мерой условности изображения. Оба портрета датируются второй половиной – концом XVIII в. и, как полагают исследователи, были написаны в Угличе местными мастерами (сохранилось документальное подтверждение в отношении одного). Портрет царя в сложном ракурсе, со скипетром и с Судебником в руках (Вологодский музей-заповедник), согласно подписи, «копирован в 1827 году декабря 21-го дня по приказанию присутствующих мещанином Андреем Березиным», представителем династии вологодских художников XVIII–XIX вв. По мнению исследователей, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет Ивана IV Васильевича с нимбом в круге и раме с резным изображением двуглавого орла. Иван IV Васильевич держит в руках скипетр и державу (начало XIX в., частное собрание). Серия рельефных инталий на зелёной сибирской яшме с изображениями русских правителей была вырезана около 1723 г. по заказу Якова Вилимовича Брюса нюрнбергским мастером И.К. Доршем (Государственный Эрмитаж). Ещё один цикл портретных медалей русских князей и царей (работа Т. Иванова) создан в 1768–1772 гг. по программе, разработанной императрицей Екатериной II. В 1774–1775 гг. Федот Иванович Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под Санкт-Петербургом аналогичную генеалогическую серию барельефов (музеи Московского Кремля, с 1831 г. – в первом музейном зале Оружейной палаты архитектора Ивана Васильевича Еготова, с 1851 г. – в залах нового музейного здания Константина Андреевича Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле). В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет Ивана IV Васильевича (без головного убора и без регалий) отличается простотой.

 



 
PR-CY.ru