ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 30

Стихиры митрополиту Петру «Отче преблаженне...» с атрибуцией Ивана IV Васильевича содержатся (помимо упомянутого выше Стихираря из собрания Троице-Сергиевой лавры) в рукописи Российской национальной библиотеки, без атрибуции – в списках Библиотеки Академии Наук, Российской национальной библиотеки, Исторического музея, Российской государственной библиотеки (вторая половина XVII в.). Славник «Денесе собори рустии...» без указания авторства помещён в рукописях Исторического музея, Библиотеки Академии Наук, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки. По тексту, опубликованному Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, В.В. Копылова уточнила ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» (Владимирской иконе) и «Кыми похвальными...» (митрополиту Петру). В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых Ивану IV Васильевичу в нотированных рукописях XVII в., степень его авторства исследователи определяют в контексте средневекового канона песнотворчества. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в которых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. Музыкальное прочтение стихир неединообразно и выражено в трёх редакциях – знаменной, путевой и логгиновской из рукописи Российской государственной библиотеки. Таким образом, остаётся открытым вопрос о музыкальной редакции распева стихир Ивана IV Васильевича. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других русских царей. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексе. Михайловичу, основанной на прямом указании: «Творение роспева… и положение знамени», – и на его автографе (Исторический музей), а также царю Фёдору Алексеевичу («Достойно есть» с указанием: «Царского роспеву» – Исторический музей), дальнейшая атрибуция распевов Ивана IV Васильевича требует дополнительных разысканий и аргументов. В русском средневековом искусстве уникальным примером создания идеализированных надгробных портретов иконного типа является цикл изображений московских князей в росписи 1564–1565 гг. (сохранившаяся роспись 1652–1666 гг. следует программе первоначальной стенописи) Архангельского собора Московского Кремля, исполненной по заказу Ивана IV Васильевича. Однако портрет первого русского царя в стенописи отсутствует, несмотря на то что место его погребения к этому времени было определено и располагалось в диаконнике собора. В 1560 гг. диаконник был украшен росписью, иллюстрирующей «Канон на исход души». В композиции на южной стене представлена сцена прощания умирающего со своими близкими: средовек с окладистой бородой обнимает отрока, стоящего у его ложа; в ногах у него сидит царица с младенцем на руках.

 



 
PR-CY.ru