ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 39

В 1875 г. Александр Дмитриевич Литовченко представил в Академию Художеств картину «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (Русский музей). В 1885 г. Илья Ефимович Репин написал полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (Третьяковская галерея). Известны произведения Василия Владимировича Пукирева «Митрополит Филипп и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.; в 1875 г. с картины выполнена гравюра) и «Иван Грозный в молельне» (1884 г., Музей истории религий). В 1897 г., вскоре после росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович Васнецов закончил монументальную картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (Третьяковская галерея). Михаил Васильевич Нестеров – автор композиции «Папские послы у Ивана Грозного» (эскиз 1884 г. – Музей истории религий), Константин Егорович Маковский – «Смерть Ивана Грозного» (около 1889 г.). Над образом Ивана IV Васильевича работали также Николай Семёнович Шустов, Клавдий Васильевич Лебедев, Карл Богданович Вениг, Павел Фёдорович Плешанов, Николай Васильевич Неврев, Григорий Семёнович Седов, Иван Андреевич Пелевин, Константин Александрович Вещилов и др.; в XX в. – Илья Сергеевич Глазунов, Олег Иванович Гроссе, палехский мастер Николай Дмитриевич Вакуров и др. В начале 1960 гг. скульптор-антрополог Михаил Михайлович Герасимов по оригинальной методике воссоздал облик Ивана IV Васильевича по его останкам. Гипсовый, тонированный под бронзу бюст царя хранится в собрании музеев Московского Кремля. Доказательством достоверности этого портрета является, в частности, надгробная икона 1550–1560 гг. (по другой версии, 1530–1540 гг.) из Архангельского собора Кремля (Исторический музей), на которой отец Ивана IV Васильевича изображён вместе с его соимённым святым Василием. Лицо великого князя Василия III Ивановича имеет характерные особенности, такие как большие, навыкате глаза, длинный крючковатый нос с горбинкой, полная нижняя губа. Родовые черты сходства подтвердил и выполненный в музеях Московского Кремля скульптурный портрет-реконструкция бабки Ивана IV Васильевича великой княгини Софьи (Зои) Палеолог. Данные антропологии совпали со словесным портретом Ивана IV Васильевича в исторических произведениях XVII в.: «…Нос протягновен и покляп, возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты».



 
PR-CY.ru