ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 13

Верхи городского сословия (гости, члены гостиной и суконной сотен) должны были нести различные службы для пополнения государственной казны и лишь при этом условии могли сохранить свои права и привилегии. Выборные земские органы на местах к концу правления Ивана IV Васильевича стали постепенно подчиняться власти присылавшихся из центра воевод. В последние годы правления Ивана IV Васильевича экономика страны в результате политики опричнины и длительной войны переживала стадию упадка, страна была разорена. Иван IV Васильевич написал значительное количество текстов, в которых отразились его взгляды по разным вопросам. Особое место среди них занимают ответы царя на вопросы чешского протестантского проповедника Яна Рокиты, приезжавшего в Москву с польско-литовским посольством в 1570 г. В ответах ярко проявилось отрицательное отношение Ивана IV Васильевича к попыткам протестантов самостоятельно толковать Священное Писание. В первом послании А.М. Курбскому (1564 г.) нашли отражение представления царя о характере и природе его власти, о желательном типе отношений между монархом и подданными, его знания древнерусского и византийского прошлого. В послании князю Александру Полубенскому (1577 г.) Иван IV Васильевич, в частности, писал о происхождении своей власти. В письмах английской королеве Елизавете I и шведскому королю Юхану III (см. Иоанн III) отразилось присущее Иван IV Васильевичу сознание своего превосходства над правителями, которые зависят от расположения к ним подданных. В послании братии Кириллова Белозерского монастыря (1573 г.) царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежительной обители. Иван IV Васильевич был также автором ряда стихир, тропаря и кондака на перенесение мощей св. Михаила Всеволодовича Черниговского. Царь покровительствовал мастерам хорового пения, некоторые из них работали по его заказу в Александровой слободе. По повелению царя было создано многотомное иллюстрированное изложение всемирной и древнерусской истории – Лицевой летописный свод, организована типография в Москве, в честь победы над Казанским ханством на Красной площади был возведён монументальный Покровский собор. Об отношениях Ивана IV Васильевича как правителя с церковью исследователи могут говорить с конца 1546 г., когда он начал принимать участие в государственных делах. С 1547 г. наблюдается тесное сотрудничество молодого царя и главы Русской церкви митрополита Макария. Оно проявилось уже при решении вопроса о царском венчании Ивана IV Васильевича, когда митрополит добился такого решения, собрав на совещание всех бояр, в том числе опальных; митрополит написал чин венчания. Когда после пожара в 1547 г. Макарий нашёл приют в московском Новинском монастыре, туда для обсуждения разных вопросов приезжал Иван IV Васильевич «со всеми бояры».

 



 
PR-CY.ru