ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ - Страница 21

Таким образом, возможность приобретения церковных земель ограничивалась в ряде областей Русского государства. То, что в перечне волостей на первом месте стоят Тверь и Микулин, свидетельствует, что уложение было обнародовано после присоединения Твери в 1485 г. По мнению исследователей, действие этого уложения распространилось на Переяславль Рязанский при великом князе Василии III. Исследователи давно отметили, что, судя по документам, отложившимся в монастырских архивах, в 1490 гг. и в первых годах XVI в. резко возросло количество судебных споров между монастырскими властями и крестьянами соседних черносошных (государственных) волостей. Частично это было связано с проведением в 1490 гг. писцовых описаний, т.к. одной из задач писцов было определение земельных границ. В некоторых случаях речь шла о посылке судей, пытавшихся определить границы монастырских владений. Так обстоит дело с «Отводной отписной книгой» владений Кириллова Белозерского монастыря, в которой зафиксированы 12 судебных споров между крестьянами соседних волостей и старцами Кириллова и Ферапонтова монастырей. При этом ряд земельных тяжб вовсе не был связан с землеустроительными работами. Представляется убедительным предположение исследователей, что такие действия правительства, как выдача жалованной грамоты Пермской кафедре, побуждали крестьян черносошных земель пытаться с помощью государственной власти отобрать у монастырей спорные земли. В 1490 гг. прекратилась выдача жалованных грамот, по которым владениям, принадлежавшим церковным учреждениям, предоставлялось освобождение от налогов. На эти же годы приходятся и свидетельства отписки у монастырей их городских слобод. Так, при описании Белоозера писцы «у всех... монастырей дворы отнимали в городе, а давали им... места под дворы в меру по тридцати сажен». При землеустройстве в Ладоге в 1500 г. писцы предписывали устраивать городские дворы на землях всех категорий, в том числе и на монастырских. Одновременно в 1490 гг. при активном участии Ивана III Васильевича утверждалось представление о Москве как о новом центре христианского мира и о русском правителе как о его главе. В написанном митрополитом Зосимой «Изложении пасхалии» Москва названа «новым градом Константина», а Иван III Васильевич – «новым царём Константином». «Вторым благочестивым великим царём Константином» назван Иван III Васильевич и в некоторых летописных известиях о Соборе на еретиков 1490 г. В 1490 гг. на печатях великого князя появилось изображение двуглавого орла – эмблемы мировой христианской империи. В 1498 г. при коронации великого князя Дмитрия Ивановича был использован обряд коронации византийским императором своего соправителя.

 



 
PR-CY.ru