ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ - Страница 30

В разных видах изобразительного искусства существуют исторические композиции, где представлены жизнь и деятельность Ивана III Васильевича. Большое количество миниатюр, посвящённых Ивану III Васильевичу, содержится в Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 1570 гг. (Российская национальная библиотека). На миниатюрах Иван III Васильевич показан младенцем, безбородым юношей, молодым мужчиной и старцем. Как правило, на нём богатая княжеская одежда разных цветов: кафтан, шуба и княжеская шапка. Индивидуальных отличий иконография Ивана III Васильевича на миниатюрах свода не имеет, поэтому во многих случаях исследователям его невозможно отличить от других персонажей. Повествование о жизни Ивана III Васильевича начинается в Голицынском томе с рассказа о его рождении и крещении; в нескольких сценах он показан вместе с братьями; две миниатюры посвящены его обручению с тверской княжной Марией. Многократно повторяется изображение Ивана III Васильевича в сценах отправления его на войну, сражений, а также во время решения важных государственных и церковных дел. Проиллюстрированы рождение у Ивана III Васильевича сына Иоанна и преставление великой княгини Марии. Ряд миниатюр Голицынского тома посвящён «византийскому браку» Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, показаны переговоры, приёмы послов, обсуждение различных вопросов. В Шумиловском томе продолжается рассказ о сватовстве и второй женитьбе Ивана III Васильевича. Большая группа миниатюр посвящена обретению и перенесению мощей русских митрополитов в Успенский собор Московского Кремля. Здесь Иван III Васильевич представлен средовеком в княжеской одежде, часто вместе с сыном и наследником великим князем Иваном Молодым. В ряде миниатюр изображаются сцены болезни и смерти Ивана Молодого. Цикл, посвящённый Ивану III Васильевичу, завершается миниатюрами, где изображено преставление великой княгини Софьи и Ивана III Васильевича. В станковой живописи и книжной графике XIX в. распространён сюжет «Иоанн разрывает ханскую грамоту», например, работы Николая Семёновича Шустова (1862 г., Сумской областной художественный музей, эскиз в Третьяковской галерее), Алексея Даниловича Кившенко (1879 г., Исторический музей), И.И. Хелмицкого и др. Композиции этой сцены у разных художников совпадают: с одной стороны великий князь в окружении свиты разрывает послание хана, с другой показаны татарские послы в состоянии волнения и тревоги от увиденного. Известен эскиз Петра Васильевича Басина «Иван III даёт право Альберту Аристотелю чеканить монету» (1860 гг.), вероятно, предназначенный для монументальной росписи храма Христа Спасителя.

 



 
PR-CY.ru