ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ - Страница 27

Роспись показывает момент вручения Сикстом IV приданого «сироте цезарей» Софии (Зое) Палеолог. «По левой стороне прекрасного алтаря, воздвигнутого Палладио, в одном из верхних промежутков видна стенная живопись более позднего происхождения, чем все другие, показывающая нам Зою на коленях перед папой, а рядом с нею равным образом на коленях измышление художника поместило жениха; они оба имеют на голове короны, а папа, по бокам которого стоящие Андрей Палеолог и Леонардо Токко, даёт кошелёк Зое». Несмотря на сохранившиеся описание внешности Ивана III Васильевича и гравированный портрет, отмечающий индивидуальные особенности его облика, большинство созданных в последующее время изображений представляет собой условный «исторический портрет», целью которого было воплощение социального статуса великого князя, а не внешнего сходства. Этой цели служат циклы портретов русских правителей (в том числе родословные древа): они должны показать преемственную связь династии Рюриковичей с римскими кесарями и династии Романовых с Рюриковичами, а также божественное происхождение власти представителей русского великокняжеского, царского и императорского домов. Циклы основаны на «Сказании о князьях владимирских», обосновывавшем происхождение русских правителей от римских и византийских императоров, и на «Книге степенной царского родословия», согласно которой история самодержавия неотделима от истории православия. В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением Ивана III Васильевича помещён его «исторический портрет» (роспись 1652–1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564–1565 гг.). Великий князь изображён фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у других изображённых князей. Рядом с Иваном III Васильевичем представлен его сын великий князь Василий III, похороненный здесь же. Портрет Ивана III Васильевича есть в Царском Титулярнике 1672 г. (Российский государственный архив древних актов), а также в его копиях начала 1670 гг. – начала XVIII в. (Российская национальная библиотека, Исторический музей). Иван III Васильевич представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На Иване III Васильевиче богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окружённый растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа(н) васи(ль)евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение Ивана III Васильевича находилось в Грановитой палате Московского Кремля.

 



 
PR-CY.ru