ИОАКИМ, Савёлов Большой Иван Петрович - Страница 19

Исследователи предполагают, что создание портрета связано с пребыванием в 1740–1753 гг. на Вологодской кафедре епископа Пимена (Савёлова). В XVIII–XIX вв. существовали живописные списки портретов Иоакима в ряду изображений других патриархов, например, в церкви апостола Андрея Первозванного в Чудовом монастыре Московского Кремля. Другой образец («в полном архиерейском облачении, на груди две панагии и крест») находился в собрании Спасо-Иаковлевского монастыря в Ростове (XVIII в. (?), до 1966 г. хранился в музее-заповеднике «Ростовский кремль»). Портрет овальной формы поступил из коллекции Андрея Николаевича Муравьёва в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии (первая половина XIX в., Киево-Печерский музей-заповедник). В 1870 гг. изображение Иоакима входило в группу портретов, размещённых в конгрегационном зале Киевской духовной академии. В монументальной живописи поясной прямоличный образ Иоакима в медальоне встречается в росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божьей Матери Сретенского монастыря в Москве (1707 г.). Как и другие патриархи, он написан с нимбом, в саккосе, омофоре и митре, с двумя панагиями и крестом, с жезлом в правой руке. У Иоакима крупные черты лица, раздвоенная с острыми клиньями борода с проседью, длинные пряди волос лежат на плечах; надпись утрачена. В соответствии с историческим событием Иоаким (в богослужебном облачении, без индивидуализации образа) изображён в житийной иконографии Митрофана Воронежского в клейме «Хиротония святителя Митрофана во епископа», в частности, на иконе 1853 г. письма И.И. Иванова (Музей истории города Обнинска), на раме середины XIX в. (Богоявленский собор в Елохове в Москве), на раме 1855 г. из церкви Благовещения Богородицы в Ярославле (Ярославский музей). Иоаким является одним из главных персонажей на картине художника Василия Григорьевича Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880–1881 гг., Третьяковская галерея): в левой части композиции седобородый старец в мантии и клобуке (куколе), с Евангелием в правой руке. Исследователям известны поздние изображения венчания на царство Ивана и Петра Алексеевичей (гравюра начала 1880 гг. по рисунку Карла Осиповича Броже), а также эстампы с портретами Иоакима. На литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рисунку Сивкова в мастерской Ивана Александровича Голышева в селе Мстёра (1859 г., Российская государственная библиотека), Иоаким представлен в богослужебном облачении, у него тёмные кудрявые волосы и прямая, слегка раздвоенная на конце борода с проседью. Существуют современные варианты портретов Иоакима. В серии работ Виктора Викторовича Шилова с изображениями русских патриархов (после 1996 г., Патриаршая резиденция в Чистом переулке, в Москве) Иоаким написан в академической манере, оплечно, в патриаршем куколе. К 10-летию интронизации патриарха Алексия II небольшим тиражом была изготовлена серия медалей с изображениями 15 русских патриархов (Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии и др.).



 
PR-CY.ru