ИОАКИМ, Савёлов Большой Иван Петрович - Страница 18

Этот портрет или его авторский вариант, выполненный тогда же для Тобольской епархии, в начале XX в. находился в древлехранилище Софийского собора Тобольского кремля (166,5×98 см, смешанная техника; в настоящее время в собрании Тобольского музея). Патриарх представлен на фоне арочного проёма, вполоборота вправо, ниже колен, в охристом саккосе с орнаментом, в белом омофоре и митре, с двумя панагиями и крестом на груди, с палицей. Иоаким правой рукой именословно благословляет, в левой держит высокий архиерейский жезл без сулока. У него худощавое лицо с тонкими чертами, прямые тёмные волосы до плеч и окладистая седоватая борода средней величины. Слева на тёмном фоне авторская подпись с датой (прописана в XVIII в.). Ещё одна «персона» Иоакима в святительском облачении была исполнена К.И. Золотарёвым в 1679 г. (по Ивану Егоровичу Забелину, в 1681 г.). Другой ранний извод иконографии Иоакима представлен миниатюрой (чернила, темпера) в Титулярнике 1690–1698 гг., вложенном в Троицкий собор Пскова (Исторический музей). В изображении заметно стремление передать индивидуальные особенности внешности Иоакима. Его полуфигура вполоборота вправо, в патриаршей мантии и белом клобуке с крестом, помещена под аркой с колоннами, орнаментами и надписью (вверху). Лицо святителя с впалыми щеками испещрено морщинами (типологически близко к портрету из Тобольска), борода большая, округлая; правой рукой Иоаким благословляет, в левой – высокий жезл со змеевидным навершием, без сулока. Изображения Иоакима встречаются также на миниатюрах в иллюстрированных рукописях Чина венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевичей (после 1682 г.). Прижизненные, но достаточно условные гравированные портреты Иоакима входят в состав композиций, иллюстрирующих книги архиепископа Лазаря (Барановича) «О пяти ранах Иисуса Христа» (Чернигов, 1680 г.), «Благодать и истина» (Чернигов, 1683 г.; работа Ивана Щирского). Сохранились фотографии двух ранних портретов Иоакима (предположительно конца XVII в.), одна в собрании Государственного литературного музея. Исследователям известно, что портреты патриарха украшали дом князей Голицыных, церковь Преображения Господня села Сивкова Верейского уезда, освящённую Иоакимом в 1687 г. На поясном портрете первой пол. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого монастыря (Вологодский музей) Иоаким показан вполоборота вправо, в богослужебном облачении, с тёмными волосами и более светлой бородой с проседью. Некоторые подробности рисунка аналогичны деталям портрета из Тобольска, слева на тёмном фоне – картуш с именованием; имеются более поздние поновления.

 



 
PR-CY.ru