ИОАКИМ и АННА - Страница 8

Народные песни об Анне получили распространение в Провансе и Бретани, а также на германских землях. Иоаким и Анна были персонажами французской мистерии «Страсти Иисуса Христа», впервые разыгранной в 1402 г. в Париже. В XVI–XVII вв. агиографические сочинения об Анне издавались преимущественно во Франции (например, кармелит Жан Тома из Сен-Сириля составил монументальный труд «Матерь почитаемая» («Mater honorificata», 1657 г.), в котором в том числе собрал свидетельства отцов церкви и ранних церковных писателей об Анне). Одним из регионов, где почитание Анны появилось раньше всего, была Северная Испания. Согласно выполненному, как полагают исследователи, при епископе Пелагии (1101–1130 гг.) описанию ковчега-реликвария (испан. – Arca Santa) в Овьедо, среди святынь находилась частица мощей Анны. Изображения Анны находятся на чеканных рельефах ковчега и среди росписей Пантеона королей в базилике св. Исидора в Леоне в составе композиций «Благовещение» и «Бегство в Египет». В 1199 г. архиепископ Гартвик доставил часть мощей Анны в Бремен. В Германии особым почитанием пользовалась глава Анны, по преданию привезённая в XIII в. из Вифлеема и хранившаяся в коллегиальной церкви св. Стефана в Майнце. В 1501 г. реликвия была похищена и доставлена в город Дюрен. Спор за обладание святыней, возникший между двумя городами, папа Римский Юлий II решил в пользу последнего (1506 г.). С этого времени Дюрен стал крупным центром паломничества. Культ Анны стремительно распространялся в Германии вплоть до Реформации. Впоследствии почитание Анны было преимущественно связано с культом Девы Марии, а также сосредоточилось в отдельных центрах – в Апте (Франция), Сент-Ан-д'Оре (Бретань), Сент-Ан-де-Бопре (Канада). Одним из главных центров почитания Анны на Западе стал город Апт. Согласно местной легенде, сохранившейся в Бревиарии Аптского епископства, мощи Анны были перенесены в Галлию в I–II вв. В 162 г., узнав о том, что император Марк Аврелий собирается разорить христианские общины в Галлии, епископ Авспиций спрятал мощи в подземной пещере; впоследствии он претерпел мученическую кончину. Мощи Анны были чудесным образом обретены при императоре Карле Великом, когда Реймсский архиепископ Турпин освятил новый кафедральный собор в Апте. В ризнице собора находился резной ларец из слоновой кости, в котором были обретены мощи Анны. На ларце было написано: «Это тело блаженной Анны, матери Девы Марии» («Hic est corpus beatae Annae, matris Virginis Mariae»). Ларец изготовлен на Востоке или в арабской Испании в XI–XII вв. Шёлковая ткань, в которую была завёрнута святыня, изготовлена в конце XI в. в Египте и, вероятно, вместе с мощами Анны была привезена в Апт с Востока после первого Крестового похода (1096–1099 гг.). В Аптском лекционарии (1664 г.) сокрытие мощей Анны связывалось с гонением императора Траяна, упоминания об архиепископе Турпине отсутствуют.

 



 
PR-CY.ru