ИОАКИМ и АННА - Страница 7

Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание Иоакима 20 марта, а 26 июля отмечался день успения Анны; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кардиналом Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.). Полная служба праздника в честь Иоакима 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV, а в 1623 г. он придал празднику в честь Анны статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе императора Карла VI перенёс празднование в честь Иоакима на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресвятой Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь Иоакима до двойного второго класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенёс празднование Иоакима на 16 августа. Общий праздник в честь Иоакима и Анны (26 июля) стал отмечаться только после реформ второго Ватиканского собора. В эпоху раннего Средневековья почитание Иоакима и Анны не получило широкого распространения, поскольку апокрифическое «Протоевангелие Иакова» не принималось уже Иеронимом Стридонским и было впоследствии включено в декрет запрещённых книг, приписываемый папе Геласию I (492–496 гг.). Первым агиографическим памятником на Западе, повествующим о рождении Анной Девы Марии, исследователи считают поэму «История рождества и похвального жития непорочной Богородицы» («Historia nativitatis laudabilisque conversationis infactae Dei Genitricis», 1065–1080 гг.) монахини Гросвиты (X в.). К апокрифическим преданиям об Иоакиме и Анне обращался в проповедях и Фульберт Шартрский в X в. В XIII–XVII вв., после эпохи Крестовых походов, появляются посвящённые Иоакиму и Анне латинские агиографические произведения, в основе которых были сюжеты из «Протоевангелия Иакова», в том числе сборники чудес. Самой распространённой версией стало повествование из «Золотой легенды» (XIII в.) Иакова из Варацце. Тогда же начали появляться литургические гимны в честь Иоакима и Анны. Жития Анны и посвящённые ей панегирики создавались как на латыни, так и на местных языках. В конце XV в. распространению культа Анны на западе Германии способствовал аббат Иоганн Тритемий, который составил панегирик «Похвалы св. Анне» («De laudibus sanctissimae Annae»), а также сборник её чудес, особый розарий из 50 строф, оффиций и ряд гимнов и секвенций в её честь. Из поэтических произведений исследователям известна латинская «Похвальная песнь св. Анне» («Carmen in laudem S. Annae») германского гуманиста Рудольфа Агриколы (1485 г.). В 1496 г. приор Румольд Лаубах велел высечь эту поэму на мраморных плитах и поместить их в церкви кармелитского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Многие ремесленные цеха и купеческие корпорации избирали Анну своей покровительницей. Анна стала св. патронессой горняков в основанном в 1496 г. в Саксонии городе Аннаберге.

 



 
PR-CY.ru