ИОАКИМ и АННА - Страница 6

В 1196 г., при великом князе Владимирском Всеволоде (Димитрии) Юрьевиче Большое Гнездо, во Владимире была заложена каменная церковь во имя святых Иоакима и Анны «на воротех святое Богородици» (во дворе Успенского собора?). Исследователям известно также, что Иоаким было схимническим именем Олега (Иакова) Иоанновича, великого князя Рязанского (в иночестве Иона). В честь св. Иоакима, очевидно, получили свои иноческие имена русские преподобные XVI–XVII вв. Иоаким Опочский, Иоаким Сийский и Иоаким Шартомский. В 1493 г. в Москве был построен придел во имя Иоакима и Анны у Благовещенской церкви (от придела в конце XVII в. получила название улица Якиманка). В Можайске до 1764 г. существовал Якиманский монастырь (возник при храме святых Иоакима и Анны 1390 гг.; ныне действующая церковь возведена в 1871 г.). Имя Иоаким носил один из патриархов всея Руси XVII в. – Иоаким (Савёлов; 1674–1690 гг.). 26 октября 2008 г. частица мощей Анны была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божьей Матери города Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя Иоакима и Анны. Память Иоакима и Анны под 9 сентября впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (первая половина IX в.), отчасти отражающем восточную литургическую практику. С XIV в. память Анны появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля. Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не раньше XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают исследователям основания для утверждения, что речь идёт о матери Пресвятой Богородицы. Распространение культа Анны во второй половине XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С первой половины XIV в. известны ранние латинские гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона) и секвенции в честь Анны. Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание Анны 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку короля Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 декабря – день Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. В XIV в. культ Анны получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности Биргитты Шведской (ум. в 1373 г.). Не позднее начала XV в. в доминиканской среде был составлен первый известный рифмованный оффиций Анне. В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503–1513 гг.) учредил 20 марта особый день памяти Иоакима. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535 г.), а затем из Бревиария папы Пия V (1568 г.) по той причине, что тексты, сообщающие об Иоакиме, были признаны апокрифическими.

 



 
PR-CY.ru