ИОАКИМ и АННА - Страница 5

Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.) и Типикону Великой церкви (IX–XI вв.), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратиях. В труде мусульманского энциклопедиста аль-Бируни, который ссылается на календарь православной общины Хорезма начала XI в., память Иоакима и Анны указана 8 сентября, причём Рождество Богородицы не отмечено. 9 декабря, в день Зачатия Пресвятой Богородицы, совершалась служба Анне в посвящённой ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя Анны в Халкопратиях, а 25 июля, в праздник успения Анны, – в церкви во имя Анны в Девтероне. В Минее из рукописи под 25 июля отмечена память успения Иоакима и Анны. В грузинском календаре X в. под 16 января обозначена память благовестия Иоакиму о рождении Пресвятой Богородицы. Косма Веститор (VIII–IX вв.) написал Гомилию об Иоакиме и Анне, Георгий Никомидийский (IX в.) – Похвальное слово в честь Анны и три Слова на праздник Зачатия Богородицы, Пётр Аргосcкий (конец IX – начало X вв.) – Похвальное слово в честь Анны и Слово о празднике Зачатия, Константинопольский патриарх Евфимий II (IX – начало X вв.) – три Слова о празднике Зачатия, монах Иаков Коккиновафский, византийский писатель XII в., – Слово о празднике Зачатия Анны, Георгий Ритор – Похвальное слово в честь Иоакима и Анны. Из анонимных сочинений исследователям известны Житие Иоакима и Анны и Похвальное слово в честь Анны. Феодор Иртакин (первая половина XIV в.) составил на основе «Протоевангелия Иакова» и других источников, включающих Гомилии и Похвальные слова, сочинение «Описание сада св. Анны», где рассказывается о месте, в котором молилась Анна о даровании ей потомства. Сиро-мелькитские Минеи содержат службы двух праздников – 9 сентября и 25 июля. Придел во имя родителей Пресвятой Богородицы был устроен не позднее начале XII в. в новгородском Софийском соборе (упоминается в Новгородской первой летописи под 1108 г. в связи с погребением в соборе Никиты Новгородского). В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается, что ещё в 988 г. первый Новгородский епископ, Иоаким Корсунянин (ум. в 1030 г.), поставил храм во имя этих святых в Новгороде, однако достоверность этого сообщения у исследователей вызывает сомнения. Имя Анна было одним из самых распространённых женских княжеских имён на Руси, однако в некоторых случаях его получение могло быть связано с пророчицей Анной. Определённо исследователи говорят, что в честь св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, была наречена Анна Юрьевна – жена великого князя Киевского Рюрика Ростиславича. В Ипатьевской летописи под 1199 г. говорится, что она была «тезоименьна сущи Анне родителници Матери Бога нашего» (Полное собрание русских летописей).

 



 
PR-CY.ru