ИННОКЕНТИЙ, Борисов Иван Алексеевич - Страница 18

Некоторые почитатели ходили на проповеди Иннокентия с бумагой и записывали сказанное им. В Киеве слушать его приходили поляки, в Одессе – мусульмане, караимы, иудеи, которых он приглашал специально. В 1834 г. на проповеди Иннокентия обратили внимание при императорском дворе после доклада обер-прокурора Степана Дмитриевича Нечаева императору Николаю I «о новом блестящем даровании красноречия духовного». Его проповеднический талант развился, главным образом, на изучении творений Иоанна Златоуста, а также Жака-Бениня Боссюэ, Жана Батиста Массийона и других знаменитых проповедников Запада. По одним отзывам, Иннокентий тщательно готовил свои проповеди и произносил наизусть, по другим – был преимущественно импровизатором. Его ораторские способности дополнялись прекрасной дикцией, выразительной жестикуляцией, мимикой. Иннокентий говорил просто и естественно, давая время вдуматься в слова и поражая быстротой переходов от одного предмета к другому. Любимой темой его проповедей было искупление человека и спасительная сила страданий. 23 апреля 1857 г. в Симферополе состоялось его последнее богослужение, за которым Иннокентий произнёс проповедь о загробной жизни: «Главное поле брани для Христианина есть его сердце. Внешние враги не много значат для него, если внутри нет мятежа… И против сего-то домашнего зла должны быть устремлены все силы и все мужество…» Публицистичность, иногда даже резкость, характерная для проповедей Иннокентия, призыв к состраданию к бедным дали повод к обвинениям архиерея в коммунизме. На это он отвечал: «Да, точно, я проповедую коммунизм, только не совсем такой, как на Западе. Там говорят: что твоё, то моё; а я говорю: что моё, то твоё! Вот разница между нашим учением». Отдельные проповеди, слова и речи Иннокентия печатались в церковной и светской периодике: «Биржевых ведомостях», «Вестнике Западной России», «Вологодских епархиальных ведомостях», «Гражданине», «Духовном вестнике», Киевских епархиальных ведомостях, «Маяке», «Молве», «Москвитянине», «Отечественных записках», «Полтавских епархиальных ведомостях», «Рассвете», «Русском архиве», «Русском дневнике», «Русском мире», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Северной пчеле», «Современнике», «Утре», «Финском вестнике», «Херсонских епархиальных ведомостях», «Христианском чтении» и др. В Киеве были изданы популярные «седмицы» Иннокентия («Светлая седмица». Киев, 1835 г.; «Страстная седмица». Киев, 1835 г.; «О великих Господских и Богородичных праздниках». Киев, 1835 г.; «Первая седмица Великого поста для приготовляющихся к исповеди и причащению Святых Таин». Киев, 1840 г.), а также «Собрание слов, бесед и речей на разные дни и случаи, говоренных в Киевской академии» (Киев, 1836–1837 гг., два тома) и др.

 



 
PR-CY.ru