ИННОКЕНТИЙ, Борисов Иван Алексеевич - Страница 44

Исследователям известно несколько эстампов середины – третьей четверти XIX в. с изображением Иннокентия в сане архиепископа Херсонского, в том числе приложенных к изданиям его сочинений. Литография Петра Фёдоровича Бореля была издана в мастерской Александра Эрнестовича Мюнстера в Санкт-Петербурге (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) с пометой: «Съ Фотогр. рисунка» – и с факсимиле автографа Иннокентия. Он представлен в небольшом повороте влево, в рясе и клобуке с крестом, с панагией на груди. Эстампы аналогичного извода (на панагии образ Спасителя) выполнены в Москве в мастерской Каспара Эргота (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), в Санкт-Петербурге в серии художественных листков Василия Фёдоровича Тимма (1857 г.). Другой лист П.Ф. Бореля 1860 гг. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) вышел из литографской мастерской Андрея Ивановича Траншеля. На санкт-петербургской литографии И. Корелина по рисунку А. Козлова, напечатанной в год смерти Иннокентия (1857 г., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), он показан почти фронтально, по пояс, с чётками в левой руке, внизу посвящённые ему стихотворные строки («Твой взоръ орлиный въ тайны духа…»). Подобный портрет (руки не изображены) исполнен по рисунку Дейнерта в литографии В. Дарленга (редакция Российской военной хроники) и помещено в издании «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 гг.», СПб., 1859 г. (экземпляр в собрании Нововалаамского монастыря в Финляндии). Наконец, ещё один эстамп – погрудный образ с панагией и крестом – награвирован Лаврентием Авксентьевичем Серяковым в Ницце для журнала «Русская старина» (1878 г., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Российская государственная библиотека). Скульптурный образ Иннокентия работы Матвея Афанасьевича Чижова включён в группу просветителей в нижнем ярусе памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г., автор проекта Михаил Осипович Микешин). После канонизации Иннокентия на основе его портретов созданы иконописные образы в византийском и древнерусском стиле, например, поясная икона святителя в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей, Евангелие в левой руке (до 2007 г., мастерская Свято-Тихоновского университета). Другой поясной извод (Иннокентий в архиерейской мантии и клобуке) представлен в медальоне на фреске св. ворот Святогорской Успенской лавры на Украине (2006 г., иконописец Александр Николаевич Солдатов). Иконы святителя получили особое распространение в епархиях, где он жил и служил.



 
PR-CY.ru