ИЛАРИЙ Арелатский - Страница 10

Некоторые идеи были заимствованы им напрямую из «Жизни Моисея» Григория Нисского, а также из трактата «О девстве» (например, выражение «рассадник добродетелей»). В «Слове...» (как и в произведениях Климента Александрийского) святой является образом храма Божия – Гонорат «устроил своё сердце, словно высокую твердыню и светлейший храм» (ср.: «Логос воздвиг храм в каждом человеке, чтобы в каждом человеке поместить Бога»). Круг известных Иларию Арелатскому произведений свидетельствует о его интересе к аскетической литературе, назидательным сочинениям отцов ранней церкви. Однако из обширного литературного наследия многих авторов (например, Иеронима Стридонского, Августина и Григория Нисского) Иларий Арелатский выбирал, в основном, произведения аскетического характера. Его сочинение стало образцом для других писателей, в первую очередь, для Гонората Массилийского, автора Жития Илария Арелатского (конец V в.), оно также повлияло на Житие преподобного Романа, подвизавшегося в середине V в. в горах Юра. Автор этого Жития, живший в начале VI в., заимствовал концепцию «Слова...» – описание подвигов и добродетелей святого, идею совмещения смирения монаха и достоинства священнослужителя. В XI–XII вв. «Слово...» послужило предметом не столько подражания, сколько прямого копирования. В это время были сделаны две переработки этого произведения. По образцу «Слова...» составлены панегирики в честь других святых, например, панегирик в честь Аниана Аврелианского (Орлеанского), созданный около 1200 г. в Орлеане или в монастыре Флёри. В текст этого панегирика почти без изменений включены две пятых части текста Илария Арелатского. Около 1120 г. Годфрид Осерский, друг Бернарда Клервоского, составил проповедь о Бернарде из 49 фрагментов произведения Илария Арелатского. Гонорат Массилийский упоминает также о других сочинениях Илария Арелатского, среди которых – «проповеди, произнесённые в течение всего года, изложение Символа веры для научения народа, многочисленные письма, стихи о пламенном источнике». Из писем полностью сохранилось только послание к Евхерию Лугдунскому, где Иларий Арелатский излагает впечатления от «Наставлений» Евхерия. Как полагают исследователи, послание было написано между 435 и 440 гг. Упомянутые Гоноратом Массилийским «стихи о пламенном источнике» – поэма «О Грацианопольских источниках» («De fontibus Gratianopolitanis»), от которой сохранилось несколько стихов в составе произведений Григория Турского.

 



 
PR-CY.ru