ИЛАРИЙ Арелатский - Страница 7

По мнению Илария Арелатского, традиционная риторическая преамбула (рассказ о родине, семье, рождении, воспитании и т.д.) не нужна христианскому оратору. Главной его задачей было описание всеобщей скорби об утрате епископа, которая претворяется в радость обретения нового небесного заступника – св. Гонората. По мнению М.Д. Валантен, равноудалённость вступления и заключения от основной части повествования является одной из особенностей «Слова...». Рассказ об обращении Гонората к аскезе перекликается с повествованием о смерти Гонората. В последней части «Слова...» ключевыми словами являются «смерть» («mors»), «исход» («obitus») и т.д., в начальной – «жизнь» («vita»). Иларий Арелатский опускает сведения о детстве и ранней юности Гонората, начиная повествование с рассказа о его духовном рождении – крещении. В начале и в конце произведения содержатся рассуждения Гонората об обманчивости земного мира и о непреложности Божьих обетований. Тема двух других литературных блоков – апостольское служение Гонората. В первом блоке рассказывается об обращении брата святого, Венанция, о путешествии братьев на восток и о погребении Венанция. Во втором блоке описывается епископское служение Гонората. В диптихе, посвящённом леринскому периоду жизни святого, первую часть составляет рассказ о его прибытии на остров Лерин и об основании монастыря, вторую – повествование о беседах Гонората с Иларием Арелатским. Композиционным центром произведения являются главы, в которых описывается монашеская жизнь Гонората, его настоятельская деятельность, а также расцвет подвижничества в обители. Риторические приёмы Илария Арелатского просты и лишены претенциозности, что придаёт произведению интонацию искреннего, чуждого напыщенности рассказа. Он редко использует ассонансы, обычно довольствуясь игрой однокоренных слов: «Освещается потаённое место, когда светильник был спрятан в нём». Ещё чаще автор сочетает приставочную и бесприставочную формы глагола, например, «traho» и «retraho»: «C одной стороны, благость его славы побуждает меня к речи, с другой – всеобщая утрата влечёт к рыданиям». Особым приёмом Илария Арелатского является выстраивание цепочек из трёх похожих слов, например, глаголов с одинаковыми окончаниями: «(Все им) одеты, наставлены, накормлены», или из слов с близким смысловым значением: после обращения Илария Арелатского Гонорат «радуется, торжествует, ликует». Троекратное повторение «beatus» («счастливый, блаженный») приближает конструкцию фразы к литургической формуле: «Кто не считал себя счастливым, счастливым свой дом, счастливым свой ларец для хранения бумаг...»

 



 
PR-CY.ru