ИЛАРИЙ Арелатский - Страница 8

В основной части «Слова...» повествуется о жизни Гонората – юноши, пресвитера и аббата и епископа. Иларий Арелатский часто использует приём, когда две части предложения начинаются одинаково и имеют сходную структуру (рассказывая о широкой благотворительности Гонората, автор восклицает: «О благая благотворительность, которой служила вера, о благая вера, благодаря которой благотворительность никогда не медлила!»); употребляет изысканную форму параллелизма – хиазм: «Так, именно так молитва святого возвращает своих беглецов, так упорных покоряет, так укрощает мятежных». В сочинении епископ широко использует метафоры, в том числе и необычные. Описывая своё обращение к аскезе, Иларий Арелатский называет себя добычей (praeda) Гонората. Из восходящих к библейским текстам образов автор чаще всего обращается к образу света. Гонорат и Венанций представлены как светильники Божьи, горящие верой: «Ты не пожелал оставить Твои горящие верой (fidei igne fulgentes) светильники в одном месте, но вынес их для просвещения (illuminatio) многих мест». Иларий Арелатский часто использует образ огня: Гонорат и Венанций горели (flagrabant) любовью к пустыне; Гонорат устремляется в пламя (flamma) обращения и воспламеняет (inardescere) других любовью ко Христу. Прилагательное «splendidus» («светлый, блестящий, прекрасный», часто в превосходной степени «splendidissimus») Иларий Арелатский обычно употребляет в составе метафорических выражений: Гонорат был сопричислен «к этим светлейшим звёздам Царства Божия». Используются и метафоры, связанные с ясной или пасмурной погодой (так, Гонорат стремился, «разогнав облачность обид, призвать ясную погоду благодарностей»). В числе других элементов риторики Иларий Арелатский вводит в повествование свидетельства авторитетных мужей – восторженные высказывания о Гонорате Евхерия Лугдунского и Сальвиана. Излюбленным словесным приёмом Илария Арелатского является риторический вопрос, в меньшей степени – восклицание и риторические обращения к отвлечённым понятиям, к вере, добродетели, благотворительности, а также к самому Гонорату. Текст «Слова...» свидетельствует о знакомстве Илария Арелатского с произведениями не только ранних христианских авторов, но и античных писателей (Вергилия, Овидия, Цицерона). Среди известных ему агиографических сочинений важнейшим была «Жизнь Антония», написанная около 357 г. Афанасием I Великим и переведённая на латынь Евагрием Антиохийским.

 



 
PR-CY.ru