ИЛАРИЙ Арелатский - Страница 9

Из агиографических произведений Иеронима Стридонского Иларию Арелатскому было известно, как полагают исследователи, только Житие Малха, откуда он заимствовал выражение «худшая победа»: «В тот момент, как говорит известный писатель, я одержал худшую победу» (ср. в Житии Малха: «Горе мне, несчастному! Я одержал над увещающим худшую победу, ибо думали, что он ищет не моего спасения, а своего утешения»). Из произведений Августина Блаженного Иларий Арелатский знал «Исповедь» – аллюзии на неё содержатся в рассказе об обращении Илария Арелатского. Для исследователей очевидно знакомство автора и с более ранней святоотеческой традицией Западной церкви. В «Слове...» встречаются цитаты из сочинения Карфагенского епископа Киприана «О ревности и зависти». Идея «бескровного мученичества» была, скорее всего, заимствована Иларием Арелатским у Сульпиция Севера, произведения которого он подвергал критике. Сочинение Сульпиция «Жизнь Мартина», послания и «Диалоги», в основном, содержат ряд рассказов о чудесах Мартина. У Илария Арелатского основным предметом повествования являются не чудеса, а подвиги и добродетели Гонората; из чудесных деяний святого упоминается только изгнание змей с Леринского острова. Свойственная произведениям Сульпиция восторженность, переходящая в экзальтацию, была чужда Иларию Арелатскому, тем более что «Жизнь Мартина» была написана ещё до кончины святого. «Слово...» Илария Арелатского начинается с рассуждения о неуместности и бесполезности прижизненных похвал. Он также не принимал негативного отношения Сульпиция к современной церковной иерархии. Большее влияние на Илария Арелатского оказали произведения Павлина Ноланского. По предположению М.Д. Валантен, епископ Павлин мог поддерживать переписку с Иларием Арелатским, подобно тому как он переписывался с Евхерием Лугдунским. В «Слове...» содержится ряд аллюзий на произведения Павлина. Исследователи не исключают, что некоторые идеи Павлина Иларий Арелатский мог взять из сочинений Евхерия – в «Слове...» исследователи находят не менее девяти заимствований из составленной Евхерием «Похвалы пустыне». Как полагают исследователи, сведения о творениях восточных отцов-аскетов Иларий Арелатский почерпнул из сочинений Иоанна Кассиана. Однако ему были доступны творения Григория Нисского, а также Климента Александрийского.

 



 
PR-CY.ru