ИЛАРИЙ Арелатский - Страница 6

Более точно год смерти Илария Арелатского устанавливается по тексту послания Льва I Великого к епископам, собравшимся в Арелате для рукоположения нового епископа Равенния (22 августа 449 г.). Иларий Арелатский был похоронен в пригородной базилике Генесия, где находилась также гробница его предшественника, Гонората. Сохранился резной саркофаг III в., который был использован для погребения святителя (в настоящее время хранится в Лувре, Париж), а также крышка саркофага (Музей античных Арля и Прованса), на которой вырезана надпись: «Здесь покоится Иларий, предстоятель священнейшего закона» («Sacrosanctae legis antistes Hilarius hic quiescit»). В сохранившейся стихотворной эпитафии Иларию Арелатскому восхваляются смирение, добровольная бедность и пастырские труды святителя. Память Илария Арелатского под 5 мая (день смерти) была внесена в галльскую редакцию Мартиролога Иеронима (конец VI в.). В Мартирологе Флора Лионского (середина IX в.) есть краткая похвала Иларию Арелатскому, источником которой могли быть и эпитафия и Житие святителя. Однако эта похвала, внесённая в Мартиролог Адона Вьеннского (вторая половина IX в.), отсутствует в Мартирологе Узуарда: «В Галлиях, в городе Арелат, блаженного Илария, епископа и исповедника, мужа славнейшего и благороднейшего». В XVI в. память Илария Арелатского была внесена в Римский мартиролог. В XI в. восстановленная базилика Генесия передана монастырю Виктора в Марселе, в XII–XIII вв. на её месте велось строительство новой церкви во имя Гонората. После эпидемии чумы 1348 г. церковь была фактически заброшена, мощи Гонората вывезены в приорат Ганагоби и затем в Леринский монастырь. Впоследствии мощи других Арелатских святителей перенесли в различные городские церкви. Мощи Илария Арелатского покоились в серебряном реликварии в церкви Святого Креста, часть мощей – в церкви св. Мартина. Святыни были утрачены в годы Французской революции (1789–1799 гг.), небольшая часть мощей Илария Арелатского хранится в соборе св. Трофима. Наиболее значительным его произведением является «Слово о жизни св. Гонората» – панегирик (проповедь), произнесённый в день памяти покойного епископа. Произведение, первоначально составленное из нескольких частей, датируется 430–432 гг. По мнению исследователей, оно было написано в первый год пребывания Илария Арелатского на кафедре, т.е. в годовщину памяти Гонората, и содержит ряд указаний на то, что было прочитано в храме. Впоследствии Иларий Арелатский переработал и соединил отдельные части панегирика; его окончательная редакция относится к 430 гг. «Слово...» не является собственно Житием (vita), жанр панегирика не предполагает связного и хронологически выстроенного рассказа о жизненном пути подвижника. При этом сочинение отличается и от римского эталона похвальной речи.

 



 
PR-CY.ru