ИМЯ БОЖИЕ - Страница 3

Это повествование помогает понять библейское богословие имени: Иаков получает от Бога новое имя, что знаменует вступление его в более тесные взаимоотношения с Богом, однако на вопрос об имени Божьем он не получает ответа; в то же время в ознаменование встречи с Богом лицом к лицу Иаков дает имя месту, на котором произошла эта встреча. Таким образом, всё общение Иакова с Богом происходит в сфере имён: Бог благословляет Иакова через наречение ему нового имени; Иаков благословляет Бога через наречение имени месту, на котором присутствие Божие стало для него видимым; но при этом само священное имя Божье остаётся неназванным. Мысль о недоступности имени Божьего для человека присутствует также в рассказе Книги Судей Израилевых о явлении ангела Маною: «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твоё. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моём? оно чудно. ...И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём, ибо видели мы Бога» (Суд. 13:17–18, 22). Последние слова Маноя показывают, что ему являлся Бог, а не ангел, следовательно, отказ назвать Своё имя принадлежит Богу. Имена, которые человек нарекал Богу, следует отличать от имени Яхве, которое Сам Бог открыл человечеству. Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем. Бог явился ему на горе Хорив, когда Моисей увидел куст, который горел и не сгорал: «И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, (Господи)! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. ...И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдание народа Моего в Египте... Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. ...И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё навеки, и памятование обо Мне из рода в род» (Исх. 3:4–15). Понимание точного смысла этого рассказа исследователи считают крайне затруднительным. Употреблённое здесь еврейское выражение, переведённое в Септуагинте (LXX), буквально означает: «Я есмь Тот, Кто Я есмь». Это может быть воспринято как формула, указывающая на нежелание говорящего ответить прямо на вопрос, т.е. повествование может быть понято не как откровение Богом Своего личного имени, а как указание на то, что на человеческом языке нет слова, которое было бы «именем» Бога в еврейском понимании – неким всеобъемлющим символом, полностью характеризующим его носителя.

 



 
PR-CY.ru