ИМЯ БОЖИЕ - Страница 7

Если слава Божья есть опыт божественного присутствия, ощущаемого людьми, которые приходят в храм, то имя Божье является как бы концентрированным выражением этой славы, её вершиной и кульминацией. Слава Божья действует в имени Божьем и через имя Божье. Вся жизнь Соломонова храма была сосредоточена вокруг почитания имени Божьего: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяло весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен, и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божье (1 Езд. 6:12). Культ имени Божьего занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божье велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы (Пс. 5:12; 8:2; 9:11; 19:2; 21:23; 33:4; 44:18; 51:11; 53:3; 60:6; 67:5; 68:31; 71:17–19; 73:7, 10, 18, 21; 74:2; 75:2; 78:9; 85:9; 95:2; 98:3; 110:9; 118:132; 134:13; 144:1). Тема имени Божьего проходит через пророческие книги. У пророков Бог описывается как действующий ради имени Своего, клянущийся именем Своим, делающий Себе имя, освящающий имя Своё (Ис. 48:9; 63:12, 14; Иер. 44:26; Иез. 20:9; 36:23; Иоиль 2:32). У пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис. 30:27–28). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь, вернее, Его действие по отношению к людям, описанное в человекообразных выражениях. В Новом Завете сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для Ветхого Завета. Описанные в Евангелиях от Матфея и от Луки явления ангела Захарии, Марии и Иосифу имеют прямое отношение к богословию имени. Во всех этих случаях благовестие состоит из двух частей: ангел сначала говорит о рождении сына, а затем о том, каким именем он должен быть наречён. Захарии ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13). К Марии ангел приходит шесть месяцев спустя с аналогичной вестью: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30–31). Наконец, Иосифу ангел является во сне со словами: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус» (Мф. 1:20–21).

 



 
PR-CY.ru