ИМЯ БОЖИЕ - Страница 6

Хуление имени Божьего, согласно книге Левит, должно быть наказуемо смертью: «Хулил сын Израильтянки имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею... и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и всё общество побьёт его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» (Лев. 24:11–16). В этом отрывке не только видна беспрецедентная строгость, с которой предписывается наказывать за хуление имени Божьего, но указывается и на тот факт, что имя Господне является синонимом Самого Господа: хулить имя Господне – значит злословить Господа. В оригинальном еврейском тексте слово «имя» дважды употреблено без прилагательного «Господне» (добавленного для ясности в синодальном переводе). Таким образом, «имя» становится синонимом «Бога»; причём под «именем» понимается священное имя Яхве. Оно часто упоминается в книге Второзаконие, особенно в той её части, которая начинается словами «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4) и заканчивается словами «Ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего» (Втор. 26:19). В этом длинном отрывке, который является, по мнению многих современных библеистов, наиболее древней частью книги Второзаконие, выражение «Господь, Бог твой» встречается многократно, причём этим именем называет Себя Сам Бог, говоря о Себе в третьем лице. В книге Второзаконие выражение «имя Яхве» приобретает смысл, сближающий это понятие с понятиями «слава Божия», «сила Божия», «присутствие Божие». Выражение «имя Яхве» употребляется в книге Второзаконие не только и не столько как синоним Самого Яхве, сколько как указание на явление, присутствие, действие Яхве. Если Сам Яхве обитает на небе, то «имя Яхве» присутствует на земле: оно – Его земной представитель. Такое словоупотребление приведёт к появлению в позднем иудаизме представления об Имени как самостоятельной силе, некоем посреднике между Яхве и людьми. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозны культ. Об этом с особенной яркостью свидетельствует повествование из Третьей Книги Царств о строительстве Соломоном Иерусалимского храма. Характерно, что храм Соломонов описывается не как храм Господу, а как храм «имени Господню» (3 Цар. 8:10–43). В этом рассказе обращает на себя внимание тесная связь между понятиями славы Божьей и имени Божьем. Та слава Божья, которая до построения Соломоном храма ассоциировалась со скинией и с ковчегом завета, теперь наполняет собой весь храм, причём всё, что находится в храме, возвещает славу Божью.

 



 
PR-CY.ru