ИМЯ БОЖИЕ - Страница 5

В первой заповеди Моисеева законодательства имя Божье помещается в исторический контекст: Яхве – Тот Самый Бог, Который сыграл решающую роль в истории израильского народа, выведя его из Египта. Яхве противопоставляется другим богам и предстаёт как «ревнитель» (Исх. 34:14), т.е. ревниво относящийся к почитанию Израилем ложных богов. Вторая заповедь содержит запрещение произносить имя Божье напрасно. Смысл этого запрещения заключается в том, что как слава, воздаваемая имени Божьему, восходит к Самому Богу, так и бесчестие этого имени означает оскорбление Самого Бога. Имя Яхве практически отождествляется здесь с Самим Яхве. Хотя значение имени Яхве остаётся сокрытым, и само имя не описывает Бога, именно это имя в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога. Все другие имена Божьи воспринимались как толкования священного имени Яхве. Об этом свидетельствует повествование книги Исход о явлении Бога Моисею на горе Синай: «(Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо (тебе). ...И, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь. ...И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился (Богу)...» (Исх. 33:18–23; 34:4–8). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), т.е. Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие имена, которые следуют за именем Яхве, – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Таким образом, две темы (имени Божия и имён Божьих) уже здесь вполне различимы. В книге Левит тема имени Божьего также занимает важное место. Здесь, в частности, содержится многократное запрещение «бесчестить» имя Божье (Лев. 18:21; 19:12; 21:6; 22:2, 32).

 



 
PR-CY.ru