ИМЯ БОЖИЕ - Страница 4

В таком случае ответ Бога Моисею на вопрос об имени Божьем имеет тот же смысл, что отказ Бога назвать Своё имя Иакову. Этимология священного имени представляет большие затруднения для толкователей и переводчиков: изначальный смысл этого имени однозначно установить невозможно, даже огласовка составляющих его четырёх согласных букв является гипотетической. После вавилонского плена (не позднее III в. до н.э.) евреи из благоговения вообще перестали произносить священное имя Яхве, которое стало восприниматься как nomen proprium (собственное имя) Бога. Лишь однажды, в день Очищения первосвященник входил во Святое Святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех прочих случаях его заменяли на другие имена, а на письме обозначали четырьмя согласными «YHWH» (так называемый священный тетраграмматон), которые также не произносили: даже комбинированное обозначение «Господь Яхве» читалось как «Господь Бог». Впоследствии правильное произношение имени забылось. C XVI в. на Западе стали употреблять искусственную вокализацию «Иегова», появившуюся в результате добавления к согласным гласных из имени, и только в середине XIX в. учёные установили, что тетраграмматон следует читать как Яхве. Хотя такая вокализация имени YHWH считается в современной библеистике общепринятой, сохраняются значительные расхождения между учёными в толковании смысла этого имени. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что это имя связано с глаголом, означающим «быть», «существовать», «иметь бытие», и что само имя означает «Я есмь» или «Я есмь то, что есмь». Открытым остаётся также вопрос о времени появления культа имени Яхве у евреев. Повествование о явлении Бога Моисею однозначно указывает на Моисея как на первого, кому стало известно это имя. О том же свидетельствуют слова Бога, обращённые к Моисею и записанные в книге Исход: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: «Бог всемогущий», а с именем Моим «Господь не открылся им» (Исх. 6:2–3). В то же время уже в книге Бытие имя Яхве встречается неоднократно (Быт. 4:26; 8:20; 15:2, 6–7, 8; 12:8; 13:4, 18; 21:33; 32:9). Ещё одним повествованием, в котором имя Яхве играет центральную роль, является рассказ книги Исход о синайском откровении Бога Моисею. На Синае израильский народ через Моисея получил от Бога законодательство, начинающееся с десяти заповедей. Первая заповедь является расширенным толкованием имени Яхве; вторая заповедь прямо говорит об этом имени: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:2–7).

 



 
PR-CY.ru