ИМЯ БОЖИЕ - Страница 2

По словам Иоанна Златоуста, имена нарекаются человеком для того, «чтобы в наречении имён виден был знак владычества». Иоанн Златоуст ссылается на обычай людей при покупке рабов менять им имя, «так и Бог, – говорит он, – заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным». Кроме того, право нарекать имена указывает на способность человека прозревать в суть вещей и тем самым уподобляться Богу и участвовать в божественном творчестве. По словам архиепископа Селевкии Исаврийской Василия, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имён, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие». В Ветхом Завете многократно говорится о наречении имени тем или иным людям. При этом нарекаемое имя может указывать либо на будущую судьбу, либо на основные свойства, либо на обстоятельства рождения его носителя, либо на желание нарекающего видеть в человеке те или иные качества. Адам называет свою жену Евой (евр. «жизнь»), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20); Ламех называет своего сына Ноем («утешитель»), «сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли» (Быт. 5:29); детям Исаака и Ревекки наречены имена: одному Исав («волосатый»), поскольку он вышел на свет красный и косматый, другому Иаков («запинатель»), поскольку вышел, держась за пяту брата своего Исава (Быт. 25:25–26). В Ветхом Завете человек нарекает имена не только себе подобным, но и Богу. Всякое имя, данное человеком Богу, указывает на какое-либо действие Божье по отношению к человеку. Например, Агарь нарекла Господа именем «Ты Бог, видящий меня», потому что говорила: «Точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт. 16:13). В Ветхом Завете встречается не менее сотни наименований Бога, в частности: «Бог» (букв. «боги»), «Господь мой» (букв. «господа мои»), «Бог всемогущий», или «Всевышний» (букв. «Тот, Кто на горе»), «Саваоф», «(Господь) воинств») и др. Вместе с тем в Ветхом Завете присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно. Иаков, боровшийся с Богом, спрашивал об имени Божьем, но не узнал его: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? (Оно чудно.) И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:24–30).

 



 
PR-CY.ru