ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ - Страница 8

Вместе с тем в описаниях Чиновников XVII в. строчное пение связывается чаще всего с соборными службами и обрядами, имевшими какое-либо особое значение. Следующие этапы в развитии русского многоголосия также отразились в репертуаре государевых певчих дьяков. Сложившееся в последней четверти XVII в. знаменное многоголосие фиксировано знаменной нотацией в виде партитур. В документальных записях нередко указывается, что певцы «стихиры пели знаменем четверогласные, а другие стихиры пели троестрочныя». Однако в это время распространялся также стиль партесного пения, и постепенно веками сложившийся репертуар песнопений с древнерусских нотаций переводился на нотолинейную. Обилием стилей не исчерпывается характеристика репертуара государевых певчих дьяков. В рамках каждого из стилей на один гимнографический текст часто создавались различные распевы, получавшие наименования по местностям возникновения и бытования либо по именам авторов. Из рукописей царской библиотеки исследователи сделали вывод, что особым почитанием у государевых певчих дьяков пользовались распевы, созданные мастером московской школы Феодором Христианином (Крестьянином). Один из певцов особенно тщательно собирал то, что исполнял этот распевщик (в том числе его произведения): «Мастер пел Християнин лета 7108 (1600) марта 21»; «Сии ирмосы прибылныя взяты у Християнина, а писал он их сам на столпцы и знамя наложил на них он вновь лета 7114 (1606) августа» и т.д. Для государевых певчих дьяков, как полагают исследователи, создавал произведения и Иван Юрьев Нос, который, пребывая с Иоанном Грозным «в слободе в Александрове», распел «Триоди», а также «святым многим стихеры и славники», «крестобогородичны и богородичны минейныя». Известны циклы песнопений царя Иоанна в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Божьей Матери и распевы «Достойно есть» царя Алексея Михайловича и его старшего сына Феодора. Иногда государевы певчие дьяки сами выступают в роли распевщиков. Безымянный певец, упомянутый как ученик Феодора Христианина, оставил свои варианты распевов: «Мастер пропел по знамени, зри мое»; «Мастер пел Християнин... Мое в довольном разводе разумно» и т.п. Творчество этого государева певчего дьяка проявилось в создании разводов для отдельных сложных знамен, строк песнопений и целых распевов, помечавшихся словом «мое». Это распевы к стихирам “Подокрово твои” и “Радуйся, солнечный облаче”, к величаниям Богородице, к стихам “Хвалите имя Господне”, к пасхальному задостойнику “Светися, светися”. Зафиксированы песнопения Михаила Осипова с ремарками «перевод Михайлов», «Михаила»: путевой распев стихиры Богородице “Свето превечный” и цикла пасхальных стихир, «ин Михайлов» вариант фрагмента «из крещенских ирмосов» и др. В описи царской библиотеки 1682 г. нередко упоминаются рукописи «Михайлова письма Осипова». Среди прочего безымянный государев певчий дьяк отметил распевы сыновей Христианина: «Сын Фёдор пел так», «Иван сын пел так». Здесь же – богородичен “Покрово Твои”, что в 1607 г. был «взят у Християнина, знамя сына его Фёдора, а развел-де он его».

 



 
PR-CY.ru