ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ - Страница 4

В 1575 г. в ходе венчания царя Иоанна и Анны Васильчиковой «оба крылоса пели многолетство» ему и царице, а в 1606 г. на бракосочетании Лжедмитрия I певцы исполнили по клиросам «многолетье по трижды». 20 мая 1668 г. отца царицы Марии Ильиничны отпевали «царевы певчие дьяки все станицы, да патриарховы певчие дьяки»; 3 марта 1669 г. на погребении царицы снова «шли и надгробное пели» оба главных хора страны. К важнейшим чинам, связанным с митрополичьим, затем патриаршим двором, прежде всего, относится чин наречения и поставления главы Русской церкви. В феврале 1539 г. на посвящении в сан Митрополита всея Руси Иоасафа пели митрополичьи дьяки. Когда же Иоасаф, воссев «на осля», отправился из собора (в данном случае без вербы) ко двору великого князя, то перед ним шли, выпевая стихи, государевы певчие дьяки и митрополичьи певчие. При поставлении на патриаршество Филарета (Романова; июнь 1619 г.) царю многолетие на правом клиросе исполняли «царевы певцы», «новонареченному патриарху» на левом клиросе – патриаршие дьяки. Государевы певчие дьяки пели также в поездках с царской семьёй по городам, монастырям, церквам, дворцовым селам и т.д. Так, находясь с Иоанном Грозным в Новгороде, 23 июля 1571 г. во время шествий с иконами пели каноны и «стихи многии дияки московскии», а затем в Софийском соборе они же «пели богородичны». Кроме того, государевы певчие дьяки участвовали и во внебогослужебных церемониях в государевых или патриарших дворцовых палатах («хоромах»). 14 сентября 1557 г. в царской Обеденной палате был дан приём, который описал присутствующий на нём англичанин: «Во время обеда пришло шесть певцов, которые стали посреди залы лицом к царю и принимались три раза петь». По источникам первой половины XVII в., на «Летопрошение» (1 сентября) у царя в Грановитой палате «в стол пели стих певчие дьяки государевы, первая станица: «Ты царю сый пребываяй во веки»; а потом пели патриарховы». Существуют сведения о пении отдельных государевых певчих дьяков перед царём. Например, Владимир Голутвинец и Родион Григорьев 3 января 1675 г. в присутствии царя «на Каменном крыльце» получили плату «за стих “О дивное чюдо”, как они пели при нём, великом государе, в Передних Сенях». К иным случаям внебогослужебного пения исследователи относят пение государевых певчих дьяков во время торжественных выходов и шествий. Например, они с пением сопровождали шествие царя Алексея Михайловича 3 февраля 1644 г. на смотр «государевых ратных людей», состоявшийся «в Семёновском и на Девичьем поле» перед походом «против польского короля». 4 ноября 1666 г. с подворья Кириллова монастыря Александрийский патриарх Паисий и Антиохийский патриарх Макарий III в санях поехали к царю в Грановитую палату, а «пред ними шли старцы их, да государевы царевы певчие дьяки перед ними пели». Профессиональные функции государевых певчих дьяков не ограничивались пением. В обрядах погребения членов царского дома все певцы обязаны были «в хоромах» и в Архангельском соборе, где совершалось погребение, попеременно читать Псалтирь. Во второй половине XVII в. устанавливается порядок, по которому на Рождество и на Пасху молодые государевы певчие дьяки перед царём и патриархом говорили «речь празничную с поздравлением», или «орацию». Они часто сопровождали придворных царя в поездках («походах», «объездах»).

 



 
PR-CY.ru