ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ - Страница 9

Из песнопений мастеров местных певческих центров государевы певчие дьяки знали «Стихиры крестные Варламовские», т.е. распетые мастером Варлаамом (Роговым), происходившим из Новгородской земли. Славник «О колико блага» пелся в варианте распевщика усольской (строгановской) школы Исаии (Лукошко). Нередко исполнялись лишь «розводы» сложных знамен и «строк» определённой школы. Кроме того, в рукописях государевых певчих дьяков есть распевы: “Большой Опекалов” (“Придите, ублажимо Иосифа”), «по крылоскы» (“Слава Тебе, Христе”), «мастерской» (строки из стихир), «мирской» (“Слухо услышахо”). В описи царской библиотеки 1682 г. упоминаются пришедший из Новгорода «софийской» вариант херувимской; “Достойно есть” с пометой «слобоцкая» (как полагают исследователи, в распеве, возникшем в Александровой слободе, где во времена Иоанна Грозного пребывал государев хор); «Крестные стихиры старого роспеву низом», литургия Иоанна Златоуста «киевского роспеву» и др. Пути проникновения всевозможных распевов в репертуар государевых певчих дьяков были различными: пребывание в Москве либо вызов на столичную службу выдающихся мастеров пения из других певческих центров, миграция певческой книги, приезды в столицу архиерейских певчих или иных хоров. Так, во время шведской оккупации Новгорода в начале XVII в. часть певцов-новгородцев оставалась в Москве, что способствовало распространению софийского распева. После зачисления в государевы певчие дьяки украинских «спеваков» получил признание киевский распев и появился греческий распев. В творчестве государевых певчих дьяков нашёл отражение стиль партесного многоголосия, активно развивавшийся в России в конце XVII – ХVIII вв. Наиболее значительными авторами партесных гармонизаций были уставщики Стефан Иванович Беляев и Иван Михайлович Протопопов, а среди мастеров партесного концерта исследователи отмечают выдающегося композитора петровской эпохи Василия Поликарповича Титова, которому принадлежит около 200 сочинений (концерты и «Службы Божии»). Комплектовался хор государевых певчих дьяков из наиболее талантливых в музыкальном отношении людей, которые выявлялись в различных районах и в разных слоях населения. Число государевых певчих дьяков восполнялось их же детьми и родственниками, певчими из архиерейских хоров, представителями посадского населения (новгородцы, ростовцы, казанцы, суздальцы, псковичи, вологжане и т.д.). С 1648–1649 гг. в молодые певчие царского хора был зачислен сын Ивана Никифорова. В 1665 г. в том же хоре начал службу Иван Сергеев Голутвинец, а в начале 1670 гг. сюда приняли и его брата Владимира. Иван Смагин был «взят у архиепископа» в хор Иоанна Грозного, где числился в 1573 г., принят был в государевы певчие дьяки и Максим Афанасьев Сибирец, прибывший в Москву с семьёй в начале 1660 гг. и служивший до этого в хоре Сибирского архиепископа. Царской грамотой от 21 февраля 1664 г. в Ярославль предписывалось воеводе «сыскать» посадского человека Василия Калинина, дать ему подводы и выслать в Москву «тотчас». В столице Василий под прозвищем-фамилией Ярославцев служил сначала государевым певчим дьяком, а затем крестовым дьяком цариц до середины 1680 гг. Из среды духовенства в государевых певчих дьяках служили, как правило, дети протопопов, попов, диаконов, соборных ключарей (в документах они обычно встречаются с соответствующими именами – Ключарёвы, Дьяконовы, Поповы, Протопоповы).

 



 
PR-CY.ru