Словарь по христианству Г ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ

ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ

ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ – древнерусские церковные певцы, из которых состоял хор московского великого князя, затем царя. Этот хор и хор митрополичьих (затем патриарших) певчих дьяков и подьяков были главными хорами Российского государства. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности государевых певчих дьяков сохранились от XVI–XVII вв. Государев хор вёл начало от великокняжеского придворно-церковного хора. Источники сообщают о существовании в XIV в. и раньше домовых храмов при княжьем дворе (церковь Иоанна Предтечи, собор Спаса на Бору, церковь Рождества Богородицы), где, как полагают исследователи, и пели великокняжеские певцы. Государевы певчие дьяки, «великого князя дияки певцы», «большие и меньшие», упоминаются впервые в январе 1489 г. в числе лиц, получивших «поминки» от Ростовского архиепископа Тихона после его хиротонии. Государев домовый собор Благовещения (1489 г.) стал основным местом службы государевых певчих дьяков. Их наиболее раннее изображение находится на шитой пелене, выполненной в 1498 г. в Москве в мастерской великой княгини Елены Стефановны (Волошанки). В начале XVIII в. хор был переведён в Санкт-Петербург и в 1763 г. преобразован в Придворную певческую капеллу. Структура хоров государевых певчих дьяков была организована строго иерархически и состояла из особых подразделений – станиц. Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а также нередко и местом внутри станицы. Точные данные об устройстве государева хора и о численности его певцов в XVI в. относятся к «царскому» периоду правления Иоанна IV Грозного (1547–1584 гг.). Согласно штатной росписи от 20 марта 1573 г., хор состоял из пяти станиц (в первой и пятой станицах было по пять человек, в остальных – по четыре). Кроме того, числилось пять «безстаничных», резервных певцов. В документах конца XVI – начала XVII в. упоминаются имена четырёх основных и двух «меньших» станиц государевых певчих дьяков, следовательно, государев хор в то время насчитывал около 30 певцов. Сведения, позволяющие исследователям наиболее полно выявить структуру и состав государева хора, относятся уже к периоду восстановления государственной власти и дворцовых подразделений после Смутного времени. В 1613–1627 гг. количество основных станиц оставалось неизменным – три (по 4-5 человек), однако шло увеличение числа резервных государевых певчих дьяков за счёт набора молодых певчих. В документах первая и вторая станицы именовались «большие». В 1627–1628 гг. наметилась тенденция к количественному росту основных станиц (до 5-6; с сохранением резервных певцов). В 1672–1673 гг. было образовано две станицы из молодых дьяков-новгородцев. С этого же времени в первую станицу, где вместе с уставщиком хора значилось не более трёх певцов, включались и три государевых крестовых дьяка, которые с 1677 г. стали государевыми певчими дьяками. Во второй половине 1670 гг. осуществлялся набор и дьяков-«спеваков», исполнителей многоголосных партесных произведений, но они пока не входили в общий штат.

 



 
PR-CY.ru