ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ - Страница 2

Самые ранние из сохранившихся документов начала XVII в. называют певчие специализации государевых певчих дьяков внутри станиц: вершник, демественник, путник, нижник (пятым в станице обычно являлся второй путник, в 1630 гг. один из них назывался «большой»). С 1650 гг. такой состав стабилизировался в первой и второй станицах. В 1670 гг. в станице могло быть по два вершника или демественника и до трёх путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в конце 1670 – начале 1680 гг. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича государевы певчие дьяки начали подразделяться на два хора. Первый, государев хор, состоявший из мастеров древнерусского певческого искусства (из первой-третьей станиц; 14 человек) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. Второй хор был сформирован из «меньших», штатных государевых певчих дьяков и тех, которые раньше не вносились в штатные росписи. Так называемые партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 человек) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой церкви во имя мученицы Евдокии; они представляли, как полагают исследователи, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка исследователи встречают в росписях то одного, то другого хора, следовательно, певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680–1681 гг. из обоих хоров выделялись также четыре певчих для новой дворцовой церкви во имя мученика Иоанна Белгородского. В 1681–1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось семь молодых «вспеваков», которые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в церкви во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все государевы певчие дьяки (более 60 человек) были подразделены следующим образом. Певцы под управлением уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Государевы певчие дьяки, возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (так называемые старые певчие), образовывали хор царя Петра, который пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также второй хор партесного пения, певцов которого до 1685 г. называли «(цариц и царевен) всех комнат крестовые певчие». Во второй половине 1680 гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками. С 1689 г. штат каждого из дворцовых хоров без подразделения на станицы стали расписывать отдельно под именами членов царского дома. Наиболее крупными в 1690 гг. были хоры царей Иоанна (20-24 дьяка) и Петра (21-26), а также их сестёр Евдокии (17-19) и Наталии (8-15). У цариц Прасковьи Феодоровны и Марфы Матвеевны и совместно у царевен Анны Михайловны и Татьяны Михайловны хоры не превышали 11-12 человек.

 



 
PR-CY.ru