ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ - Страница 6

В 1621–1624 гг. после учреждения Тобольской епархии станицу архиепископских дьяков и станицу подьяков «троестрочному» пению учил Самойло Евтихиев. Наставниками остальных сибирских певцов также были государевы певчие дьяки – Иван Ищейкин, Сергей Васильев Мисирев, Василий Харитонов. Им доверялось обучение и царских детей. В октябре 1637 г. царь Михаил поручил Луке Иванову «учити петь царевичу князю Алексею Михайловичу Охтой», а в июне 1638 г. с Иваном Семионовым и Михаилом Осиповым царевич начал «учить страшное (т.е. строчное) пенье». В середине 1690 гг. учить пению и грамматике царевича Алексея Петровича царь Пётр доверил Никифору Кондратьеву Вяземскому (до 1718 г.). Репертуар хора государевых певчих дьяков складывался в соответствии с требованиями богослужебного устава, закономерностями развития церковно-певческого искусства и торжественными событиями царского двора. В XVI–XVII вв. он пополнялся в связи с появлением новых русских праздников и новых циклов песнопений, а также с признанием местных вариантов распевов «полноправными» для государева и патриаршего хоров. К середине XVII в. было создано более 150 певческих циклов (в том числе Московским митрополитам Ионе и Филиппу, князьям Александру Невскому и Михаилу Тверскому, игуменам Никону Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Павлу Обнорскому, Савве Сторожевскому, Иосифу Волоцкому и др.). По случаю важных событий в государстве разъяснялось, что и как петь, специальными указами митрополитов (патриархов) или царей. На основании митрополичьей грамоты от 29 сентября 1564 г. по случаю войны «с Литвой» хоры «пели молебны по вся дни... и о многолетном здравии и спасении» царя Иоанна Васильевича и его семьи. 30 июля 1655 г. в честь победы под Вильно указывалось с приложением текста, как петь многолетие всем членам царского дома, «христолюбивому воинству», всем православным христианам. Поставления глав государства и церкви, бракосочетания царей, рождения наследников-царевичей и другие подобные события способствовали развитию не только определённых обрядов, но и русской хоровой панегирической музыки. В связи с избранием на престол Бориса Годунова от имени патриарха Иова 15 марта 1598 г. хорам было дано описание чина многолетия с указанием распевов («дьяки ж поют демественную: Благоверному царю»). Подобные распоряжения следовали после воцарения Лжедмитрия I, Василия Шуйского, других государей. В специальном послании 1652 г. царь Алексей Михайлович вопрошал патриарха Никона: как петь «надобно» “многолетны” и как поют их в патриаршем хоре. Многолетия входили также составной частью в небогослужебный чин заздравной чаши. Среди песнопений, звучавших часто в небогослужебных обрядах, исследователи называют славники, которые пели «в столы», во время торжественных выходов и т.д. Для многих из них возникли разнообразные варианты распевов. О мелодическом богатстве репертуара государевых певчих дьяков свидетельствует, прежде всего, наличие в нём песнопений в различных стилях древнерусского певческого искусства.

 



 
PR-CY.ru