ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 20

По утверждению Григория Паламы, грамота направлена и против императора, поскольку, рукополагая Акиндина, патриарх не посчитался с мнением императрицы Анны. Трактаты «Опровержение послания Игнатия Антиохийского» (полный заголовок: «(О том,) что послание Антиохийского (Игнатия) против Паламы – совершенная ложь и противоречит во всём Святогорскому томосу и соборному томосу и, следовательно, (направлено) против всех благочестивых и их императора и самого благочестия, но на самом деле больше против того, кто был ложью варлаамитов подвигнут это написать»), «Опровержение изложения томоса Калекой» (полный заголовок: «(О том) что то, что патриарх (Калека) лживо называет истолкованием томоса и что написано им в согласии с варлаамитами, есть явное искажение и опровержение томоса») написаны в начале 1346 г. «Исповедание веры» (полный заголовок: «Исповедание Григория Паламы, митрополита Фессалоникийского, прочитанное перед божественным и священным Собором во всеуслышание и подтверждённое и одобренное всеми как самое благочестивое во всём») первоначально было частью письма Григория Паламы к Дионисию от 1343–1344 гг., написанного во время пребывания под стражей в дворцовой тюрьме. Заглавие «Исповедание» получает позже, после его торжественного прочтения на втором заседании Собора 1351 г. Это сочинение Григорий Палама считал наиболее адекватным выражением своего учения, в том числе с точки зрения формулировок: в полемических трактатах он меньше заботился о терминологической точности, что послужило одним из поводов для обвинений Григория Паламы и его сторонников на Соборе со стороны Никифора Григоры. Опровержение «Слово, разъясняющее мнение Варлаама и Акиндина» (полный заголовок: «Слово, кратко разъясняющее мнение Варлаама и Акиндина, а также тех, кто выступают против них на стороне благочестия») направлено против трактата Акиндина, в котором он пытается, помимо прочего, высмеять богословский тропарь Исидора, святейшего патриарха»; написано в начале 1348 г. Григорий Палама опровергает трактат Акиндина «Апология», в котором тот, искажая смысл одного из писем святителя, приписывает ему исповедание двух Божеств: низшего и высшего. Григорий Палама также отстаивает текст тропаря Пресвятой Троице, составленный и включённый в богослужение патриархом Исидором и ставший предметом полемики патриарха с Никифором Григорой. «Выдержка из “Сокровищницы” святителя Кирилла» (полный заголовок: «Выдержка из “Сокровищницы” святителя Кирилла, которая оказалась здесь искажённой, т.к. её предложили сторонники Акиндина с целью доказать, что нет различия между божественной энергией и сущностью: “Если Отец, как сказано, имеет жизнь в Себе, то Он есть нечто отличное от жизни, которая в Нём, как если бы некая двойственность и сложение могли быть помыслены в отношении Его. Как же тогда Бог может быть простым и несложным по сущности? Но это нелепо. Поэтому жизнь, которую имеет Отец в Себе, есть не что иное, как Сын. В свою очередь, жизнь в Сыне есть не что иное, как Отец, и правду говорит Тот, Кто сказал: Я в Отце, и Отец во Мне (Ин. 14:10)”. Ответ мудрейшего и святейшего и почтеннейшего архиерея Фессалоники, господина Григория Паламы, тому, кто получил эту выдержку у сторонников Акиндина и послал её ему») написана около 1348 г.

 



 
PR-CY.ru