ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 15

Два слова «Против латинян» (полные заголовки: «Слово аподиктическое первое. О том, что Святой Дух не исходит также от Сына, но от одного Отца»; «Слово второе. Об исхождении Святого Духа, что не (исходит) также от Сына, и в ответ на (цитаты) из Писания, которые предлагают Латиняне в свою защиту»), «Против Иоанна Векка» (полный заголовок: «Надписания взамен тех, которые Векк в защиту Латинян приложил к собранным им цитатам из (святоотеческих) писаний; (новые надписания) показывают, что надписания Векка нечестивы и противоположны собранным им речениям святых»). Здесь Григорий Палама опровергает сочинение патриарха Иоанна XI Векка (1275–1282 гг.). Трактат представляет собой сборник святоотеческих цитат, составленный патриархом и сопровождаемый его «надписаниями», поясняющими, что эти цитаты согласны с латинским учением о Filioque, но взамен этих «надписаний» Иоанна Векка святитель предлагает свои «антинадписания». Датировка трактата представляет для исследователей затруднение. По предположению протопресвитера И. Мейендорфа, он мог быть написан вслед за словами «Против латинян», т.е. около 1334/1335 г., но более вероятной им представляется позднейшая датировка – около 1355 г. Одно из самых значительных произведений Григория Паламы – «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Они представляют собой три серии по три трактата в каждой; написаны в 1338–1340 гг., в ходе второго этапа полемики с Варлаамом. Полные заголовки трактатов первой «Триады»: «Слово в защиту священнобезмолвствующих первое из первых. Для чего и до какого предела полезно заниматься (языческими) науками», «Слово в защиту священнобезмолвствующих второе из первых. Что не бесполезно для тех, кто избрали внимать себе в молчании, пытаться держать свой ум внутри тела» и «Слово в защиту священнобезмолвствующих третье из первых. О свете и божественном просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе». Трактаты написаны весной 1338 г. в Фессалонике, куда Григорий Палама прибыл в конце 1337 г. с целью защитить монахов-исихастов от нападок Варлаама. В это время святитель не был знаком с антиисихастскими сочинениями своего оппонента непосредственно, поскольку они не имели тогда публичного хождения, поэтому Варлаам не упоминается по имени. Трактаты составлены в форме вопросов-ответов. Первый посвящён языческой философии и опасностям, которые она несёт. Второй – методу молитвы исихастов и его защите. В третьем рассматривается вопрос богопознания: Григорий Палама показывает, что истинное познание Бога осуществляется посредством божественной благодати, получаемой через «умное чувство». Святитель отмечает нетварный характер божественной благодати, но не затрагивает вопроса о различии сущности и энергии Божьих. Трактаты второй «Триады» – «Слово в защиту священнобезмолвствующих первое из последующих. Изложение и опровержение сочинений философа Варлаама против священнобезмолвствующих. Каково есть истинно спасительное знание, к которому стремятся истинные монахи, или против говорящих, что знание от внешнего образования и есть истинно спасительное», «Слово в защиту священнобезмолвствующих второе из последующих. О молитве» и «Слово в защиту священнобезмолвствующих третье из последующих. О священном свете» – написаны весной/летом 1339 г., после обнародования сочинений Варлаама (1338 г.), и представляют собой публичное опровержение его взглядов.

 



 
PR-CY.ru