ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 18

Трактат «(О том,) что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое (Божество) на два неравных божества» написан в 1342 г. Григорий Палама показывает, что буквальное толкование Варлаамом и Акиндином св. отцов, утверждавших, что сущностью Бог превосходит Свои божественные энергии и силы, приводит их к признанию существования «сотворённого божества». Следовательно, обвинение в двоебожии должно быть обращено против них: «Не Паламе принадлежит мнение, будто есть два божества, но Варлааму». Самое большое по объёму сочинение Григория Паламы – «Антирритики против Акиндина» (семь трактатов, написанных в 1342 г. – не раньше весны 1345 г.). Заголовки трактатов и глав, отражающие их содержание, были переписаны из рукописи XV в. Б. Монфоконом и опубликованы с латинским переводом в Патрологии Ж. Миня. По мнению издателей, это сочинение опровергает семь трактатов Акиндина против Григория Паламы, однако в «Антирритиках» Григория Паламы не удаётся идентифицировать ни одной цитаты из этих трактатов Акиндина. Поэтому П.К. Христу выдвинул гипотезу, что Григорий Палама имел перед собой не сами трактаты, но лишь краткие пересказы их, подготовленные его учениками, в которых содержались основные положения богословия Акиндина, а В. Фанургакис предположил, что сочинения Акиндина, с которыми полемизирует Григорий Палама, утеряны. В свою очередь, Надаль Каньельяс показал, что только четыре трактата Акиндина из семи (в рукописи Mona) направлены против «Диалога православного с варлаамитом», а другие являются независимыми. Эти четыре трактата составляют «Большое опровержение», которое было опубликовано Надалем Каньельясом вместе с «Малым опровержением», написанным в форме подстрочных комментариев к «Диалогу» и сохранившимся не полностью. По мнению Надаля, «Антирритики» Григория Паламы не представляют собой единого корпуса, но первый является продолжением трактата «О божественном единении и различении», который в рукописях непосредственно предшествует ему и на который Григорий Палама ссылается как на «предыдущее слово». Отсутствие в «Антирритиках» цитат из «Опровержений» Акиндина Надаль объясняет тем, что Григорий Палама сознательно приводил цитаты в вольном изложении и толковании. Предположение П.К. Христу о том, что он не был с ними знаком, не может быть принято, т.к. в письме «К Иоанну Гавру» Григорий Палама дословно цитирует отрывки из «Большого опровержения» Акиндина. В «Первом антирритике против Акиндина, содержащем список ересей, в которые он и его последователи, утверждающие, что сущность и энергия в Боге суть совершенно одно и неразличимы, рисковали впасть» Григорий Палама опровергает обвинение в двоебожии, выдвинутое против него Акиндином; показывает, что эссенциализм его оппонента сближает его с древними еретиками, уже осуждёнными Вселенскими соборами. Во «Втором антирритике против того же Акиндина, поборника ереси Варлаама, который после изгнания и соборного осуждения последнего написал в защиту его ереси» Григорий Палама обвиняет Акиндина в арианстве, поскольку тот признаёт тварный характер благодати. Опровергаемые в этом трактате сочинения Акиндина были предоставлены святителю монахами Фессалоники и Веррии, получившими их от автора.

 



 
PR-CY.ru