ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 19

В «Третьем антирритике против сочинений Акиндина, (направленных) против божественной благодати и тех, кто были ею божественно осенены» Григорий Палама посредством многочисленных ссылок на Максима Исповедника и других св. отцов доказывает совершенную реальность присутствия Божества в Теле Христовом и в Его членах – людях, сподобившихся благодати. В «Четвёртом антирритике против сочинений Акиндина, (направленных) против света божественной благодати и тех, кто были ею божественно облагодатствованы» Григорий Палама отстаивает возможность созерцания Божества. Последние две главы трактата состоят из поэтических гомилий, так называемых песен о божественном Свете. «Пятый антирритик против сочинений Акиндина, (направленных) против света божественной благодати и духовных дарований» посвящён доказательству нетварности божественной благодати. Начало трактата «Шестой антирритик против сочинений Акиндина, (направленных) против божественного Света и божественных энергий, общих для Отца и Сына и Святого Духа» посвящено доказательству того, что Акиндин противится Собору 1341 г., в обоснование чего цитируется его письмо «К Георгию Лапифу», затем следует рассуждение о терминах «сущность», «ипостась» и «энергия». Наряду с критикой языческой философии, сопровождаемой цитатами из первых писем Григория Паламы к Варлааму, «Седьмой антирритик против сочинений Акиндина, (направленных) против света благодати и тех, кто были им в разные времена просвещены» содержит исторические отступления об Акиндине и Ирине Хумнене и об изгнании Акиндина с Афона. «Изложение необычайного множества злочестий Варлаама и Акиндина» написано около 1344 г. Содержит список из сорока ересей Варлаама и Акиндина и краткое изложение основных полемических аргументов Григория Паламы (подобный список, но состоящий из пятидесяти ересей, содержится в первом «Антирритике» против Акиндина). «Опровержение патриаршей грамоты» (полный заголовок: «(О том,) что патриаршая грамота против него (Паламы) – совершенная ложь и противоречит Святогорскому и соборному томосам и, следовательно, (направлена) против всех благочестивых и их императора и самого благочестия, но на самом деле больше против того, кто осмелился это написать») написано в начале 1345 г. и направлено против «Окружной грамоты» патриарха Иоанна Калеки (начало 1345 г.), оправдывающей отлучение Григория Паламы и рукоположение Акиндина. Это сочинение является одним из важнейших источников по истории исихастских споров. Григорий Палама сожалеет, что Константинопольский патриарх («хранитель и учитель истины и мудрости») стал еретиком и, несмотря на то что большинство (афонцы, подписавшие Святогорский томос, солунские монахи, составившие ещё один томос, обращённый к Калеке, бо́льшая часть населения Константинополя, императрица Анна Савойская, не признавшая рукоположения Акиндина) было на стороне Григория Паламы, неразумно понадеялся обмануть остальных. Святитель сравнивает грамоту патриарха с соборным томосом 1341 г. и показывает, что утверждение патриарха, будто Собор 1341 г. урегулировал спор лишь дисциплинарно, запретив поднимать догматические вопросы, но уклонившись от их решения, не имеет под собой никаких оснований: ведь патриарх сам подписал томос и сам приказал сжечь писания Варлаама.

 



 
PR-CY.ru