ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 17

По мнению издателей, этот и два последующих трактата составили «Апологию против Варлаама и Акиндина» – одно из первых сочинений наряду с «Диалогом православного с варлаамитом», написанных Григорием Паламой после Собора 1341 г. Трактат «О единении и различении» посвящён толкованию сочинения «О божественных именах» из корпуса «Ареопагитик», которое служило Варлааму и Акиндину источником богословских оснований для обвинения Григория Паламу в двоебожии. Трактат «О божественных энергиях» (полный заголовок: «Более пространная апология к тем, кто рассчитывают доказать существование двух богов на основе того, что святые называют боготворящий дар Духа, который Бог превосходит по сущности, не только нетварным обожением, но и Божеством, или О божественных энергиях и о причаствуемости им») написан осенью 1341 г. Григорий Палама опровергает обвинения в двоебожии и посредством ссылок на творения св. отцов доказывает необходимость различения сущности и нетварных энергий, ведь по сущности Бог непричаствуем, а по благодати (боготворящей энергии) – причаствуем. Акиндин, как и Варлаам, защищая простоту недоступной божественной сущности (без необходимого различения сущности и энергий в Боге), отрицал возможность реального приобщения к Богу, доступного для святых. Трактат «О божественной и обоживающей причаствуемости, или О божественной и сверхъестественной простоте» написан зимой 1341/1342 г. и является логическим продолжением предыдущего. В начале трактата Григорий Палама говорит о том, что святые сподобляются нетварного обоживающего Духа, стяжают само божественное действие (энергию), а не просто улучшают свою природу посредством природного подражания. Во второй части трактата святитель показывает, что необходимое различение сущности и энергий не приводит к привнесению сложности в Божество, поскольку энергии не являются другими сущностями (как и Ипостаси) по отношению к единой и простой божественной природе, но природными выступлениями Бога. Трактат «Диалог православного с варлаамитом» (полный заголовок: «Диалог православного с варлаамитом, отчасти опровергающий варлаамитское заблуждение») написан осенью 1341 г. Под «варлаамитом» разумеется Акиндин, имя которого в диалоге не упоминается. Цель «Диалога» – показать, что распространяемые Акиндином обвинения в адрес Григория Паламы тождественны обвинениям Варлаама (главным из которых было обвинение в двоебожии) и, следовательно, также подпадают под определения соборного томоса 1341 г. На основании сравнения существующего текста «Диалога» Григория Паламы с цитатами из него, содержащимися в опровержениях Акиндина на этот диалог, Х. Надаль Каньельяс предлагает различать две редакции «Диалога»: первоначальную и исправленную в результате полемики. Трактат «Феофан» (полный заголовок: «Диалог того же православного, Феофана, с Феотимом, обратившимся от варлаамитов. Феофан, или О Божестве и о том, что в нём может быть причаствуемо, а что нет») написан осенью 1342 г. Сюжетно «Феофан» продолжает «Диалог православного с варлаамитом», в результате которого варлаамит Феотим обращается в православную веру. Доказывается традиционность терминологии, используемой Григорием Паламой в учении о божественной сущности и энергиях (исследователи полагают, что впервые «Диалог» был опубликован под псевдонимом Феофан).

 



 
PR-CY.ru