ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 16

Тематически они расположены в том же порядке, что и трактаты первой «Триады»: опровержение языческой философии (первый), изложение сути исихастской молитвы (второй) и обсуждение вопроса об истинном богопознании (третий). Трактаты третьей «Триады» – «Обличение нелепостей, проистекающих из второй серии сочинений философа Варлаама, или об обожении. Слово первое против второй (серии трактатов Варлаама)», «Список нелепостей, вытекающих из посылок философа Варлаама. Слово второе против второй (серии трактатов Варлаама)» и «Список нелепостей, вытекающих из умозаключений философа Варлаама. Слово третье против второй (серии трактатов Варлаама)» – написаны весной/летом 1340 г. в качестве опровержения опубликованного Варлаамом зимой 1339/1340 г. собрания отредактированных трактатов против исихастов под заголовком «Против мессалиан». Первый трактат содержит систематическое изложение православного учения об обожении и о Фаворском свете как нетварной энергии Божьей. Во втором Григорий Палама впервые изложил своё понимание различия между сущностью и энергиями Божьими. В связи с обвинениями в мессалианстве, выдвинутыми Варлаамом в адрес исихастов, в трактате также речь идёт о различии между мессалианами (или богомилами) и православными в понимании причастности Божеству: если мессалиане во главе с Влахернитом говорили о возможности созерцания и приобщения к божественной сущности, то, согласно Григорию Паламе, возможно лишь приобщение к энергиям, или свободным и личным действиям Бога. В третьем трактате говорится о еретической сущности учения Варлаама со ссылкой на уже опубликованный к тому времени Святогорский томос и приводятся новые аргументы в пользу учения о необходимом различии между сущностью и энергиями Божьими. Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих (полный заголовок: «Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих. По поводу тех, кто по причине отсутствия опыта и веры в святых отвергают неописуемые таинственные энергии Духа, которые действуют в живущих по Духу лучше, чем рассуждение, и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются посредством рассуждений») был составлен Григорием Паламой весной/летом 1340 г. и подписан наиболее авторитетными афонскими монахами во главе с протом Исааком, а также Иаковом, епископом Иерисса и Святой Горы. В томосе без упоминания имени Варлаама осуждаются все основные положения его учения: о нетварности только сущности, но не энергий Бога; о подражании как о единственном пути к обожению; о мессалианстве тех, кто называют божественную благодать нетварной, нерождённой и ипостасной; о Фаворском свете как о преходящем явлении и знамении; отрицание участия тела наряду с душой в благодати, подаваемой Богом таинственно и неизреченно очищенному уму. Трактат «О божественном единении и различении» (полный заголовок: «В скольких значениях (можно говорить) о божественном единении и различении, и что мы научены, что не только касательно ипостасей существует различение в Боге, но и согласно общим выступлениям и энергиям, и что мы унаследовали (традицию) мыслить Его несотворенным как согласно единению, так и согласно различению, даже если это не нравится Варлааму и Акиндину») написан летом 1341 г.

 



 
PR-CY.ru