ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 6

Происхождение греха связывается в нём со свободой человека: «Свобода и грех развиваются в человеке одновременно». Человек по свободной воле выбирает «дурной путь, удаляющий от Божественной любви». Природа греха объясняется «несовершенностью эволюции», «физическими аномалиями», лежащими в основе преступлений, но главная причина греха – «трагическая неспособность к любви, неспособность всеобщая, непреодолимая и… ощущаемая как вина». Авторы «Голландского катехизиса» предпочитают не употреблять выражение «смертный грех», т.к. «тяжёлая болезнь ещё не является смертью, но может привести к ней». Из отрицания состояния «райской целостности и бессмертия» человека следует отказ от традиционного для христианского богословия понимания первородного греха. В «Голландском катехизисе» речь идёт об онтологически присущей всему человеческому роду греховности (сюда относится, например, высокомерие капитализма, колониализм, классовая и расовая ненависть) или о способности и склонности к совершению греха. «Грех, который заражает других, не был совершён некоторым Адамом в начале истории человечества, но был совершён «Адамом», т.е. человеком. Это – «грех мира», но и мои грехи входят в этот грех». Попытка соотнести излагаемую концепцию с тем, как учение о первородном грехе выражено у апостола Павла (Рим. 5:12: «...одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть...»), приводит к тому, что «Голландский катехизис» заявляет о литературной форме, использованной апостолом для акцентирования всеобщности греха, царящего в мире. «Голландский катехизис» придерживается католического догмата о непорочном зачатии Девы Марии: «Она была зачата без греха. Находясь в грешном мире, Она сострадала его боли, но не была затронута его злом». Глава об Искуплении начинается с рассмотрения «великих попыток освобождения, предпринятых человечеством вне христианства» и «поисков ответа на задачу спасения», с помощью которых «миллионы людей нашли своё место и ответ на свои самые глубокие стремления». К «великим путям спасения» «Голландский катехизис» относит индуизм, буддизм, ислам, гуманизм и марксизм, но только «Иисус освобождает нас от нашего бессилия, восстанавливая нас дарами Святого Духа» и даруя человеку возможность собственными силами побеждать грех, прерывающий его связь с Богом. Концепцию Искупления как «удовлетворения» Бога Отца Крестной Жертвой Сына «Голландский катехизис» характеризует как исходящую «из довольно узких представлений о правосудии, которые несовместимы с современным миром» и называет Искупление тайной, недоступной человеческому пониманию. Авторы «Голландского катехизиса» практически умалчивают об Искупительном значении Жертвы и смерти Христа, говоря лишь, что в борьбе со злом, которую вёл Иисус, «должно было произойти что-то превосходящее самые смелые пророчества – победа над смертью», подтверждающая Его Божественность. Слова апостола Павла о Жертве Христа за грех (2 Кор. 5:21) разъясняются как приобщение Иисуса к «нашему миру, отмеченному печатью греха и смерти… дабы даровать нам Свою святость и праведность».

 



 
PR-CY.ru