ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 7

Христология «Голландского катехизиса» в целом сосредоточена на человеческом аспекте Личности Христа: «Он Тот, Кто хочет проявиться в самой обыденной действительности, Кто во все времена разделял нашу экзистенцию, скрытую в повседневности». Особо подчёркивается, что «генезис» Христа в Евангелии от Луки (Лк. 3:38), возводящий родословие Христа к Адаму, символизирует «принадлежность Иисуса ко всему человечеству в целом», что соответствует пониманию Адама как человека вообще. Понимая миссию Христа, прежде всего, как «возвещение Царства Божия», «Голландский катехизис» развивает выраженную в пастырской конституции второго Ватиканского собора «Gaudium et spes» идею о причастности каждого человека к Искуплению и спасению, допуская, что «Бог может… спасти также и человека, который умер мусульманином», и призывая христиан надеяться на всеобщее вечное блаженство. С точки зрения авторов «Голландского катехизиса», «в Новом Завете слова «искупление» и «спасение» не имеют ограниченного значения «обеспечения» вечного блаженства личности… Они означают, что люди оказываются объединёнными в один народ, живущий в радости Царства» и в ожидании пришествия Господа. Идею церкви как нового Народа Божия «Голландский катехизис» связывает с антропологическим аспектом Личности Христа, Который, «пришедши к людям, жил как человек. А человек – существо социальное, он не может обойтись без других людей. Поэтому Иисус сделал то же самое, что сделал Бог в Ветхом Завете – Он образовал Себе Народ». Учитывая понимание вторым Ватиканским собором церкви как «орудия единства всего человеческого рода», «Голландский катехизис» распространяет понятие «Церковь» не только на тех, «кто встретили Христа в живой католической общине», но и на тех, кто живут «в отдалении или заблуждении» («Мы не имеем права им отказывать в имени Церкви Христовой. Более того, только в единении с ними мы образуем Церковь в полном смысле слова»), и на тех, кто «не являются христианами по имени, но жизнь которых направлена на осуществление евангельской доброты и любви», называя их «Церковью» в широком смысле, «ибо они принадлежат к тому Народу, который в ходе истории передал человечеству кое-что из Христова благовестия». К этому Народу «Голландский катехизис» относит и людей, «совершенно не связанных с благовестием, но кто в своей совести и законодательстве слушался голоса Божия. Их тоже мы не должны мысленно исключать из этого Народа, идущего к свету, который есть Сам Христос…, и им можно не отказывать иногда в имени Церкви», хотя «лучше этого не делать и не использовать термина «Церковь» в широком смысле там, где не существует явственной связи с Евангелием Христа». Касаясь католического учения о папском примате, «Голландский катехизис» сводит роль папы Римского к сохранению «единства веры и жизни» в католической церкви. Хотя Римский епископ и поставлен во главе епископов, но он является лишь «первым среди них и их наставником». Католический догмат о папской безошибочности (непогрешимости) в «Голландском катехизисе» рассматривается наряду с безошибочным учительством всей церкви, выражающимся на «объединившемся вокруг преемника Петра» Соборе, и ограничивается требованием согласия других епископов (о различных точках зрения на статус папы см. в ст. Власть).

 



 
PR-CY.ru