ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 9

Царственному священству причастны все члены Народа Божия посредством таинств Крещения и Конфирмации, и они обязаны воплощать его как непосредственно в общине верных, так и в служении своей жизни («можно говорить о священстве каждой профессии»). Епископ, преемник апостолов в функциях управления, наставления и совершения таинств, «обретает своё назначение и получает свои полномочия лишь в среде Народа Божия и от его имени», т.к. «Господь доверил обязанности и права Народу Божию, вручив эти обязанности и права апостолам». В священнослужителе видится, в первую очередь, духовный наставник и совершитель богослужений, «представитель своей функции в общине», сравнимой с функциями родителей в семье. Говоря о «пастырстве у христиан-некатоликов», «Голландский катехизис» умалчивает отрицание таинства Священства в протестантизме и указывает, что протестантский пастор принимает «миссию Христа» (возглавление христианской общины) непосредственно от неё, а не от епископа. По «Голландскому катехизису», человек, обладает «врождённым чувством духовных ценностей» и «инстинктивным ощущением должного». Его авторы представляют субъективную совесть основным критерием добра и зла, ссылаясь при этом на конституцию «Gaudium et spes», утверждающую, что «человек должен руководиться глубокими побуждениями совести», даже если она пребывает в заблуждении. Заложенный в человеке «голос совести» и заповеди божественного закона «выражают одни и те же духовные ценности»; разногласия, возникающие между ними, обусловлены тем, что заповеди не обладают универсальностью для всех случаев. Поэтому совесть, чувствующая благо в конкретной ситуации, может не следовать «исключительно букве закона» и иногда даже «должна отклоняться от него ради воплощения высших моральных ценностей». Другая причина разногласий между совестью человека и божественным законом заключается в постепенном изменении нравственных ценностей. В современный период развития истории, «когда наши представления о духовных ценностях претерпевают чрезвычайно глубокие изменения», суждения личной совести становятся наиболее важными в понимании добра и зла, окончательным знанием о которых человек не обладает. «Правильная» совесть непосредственно связана в «Голландском катехизисе» с идеей о причастности к всеобщему Искуплению и спасению не только христиан, т.к. на некрещёных, имеющих «чистую совесть… распространяется Искупление Христа. Верность в выполнении задачи своей жизни, желание служить вплоть до конца – вот их крещение, крещение, которым был крещен и Сам Иисус». «Голландский катехизис» отказывается от утверждения абсолютной истинности христианского вероучения и призывает к «поиску истины», многие элементы которой заключены в других религиозных и философских системах. В первых главах «Голландского катехизиса» кратко излагается история религий, понимаемая как развитие древних религиозных представлений («первой формы общего мышления») – от политеизма к монотеизму, причём политеистические религии древних цивилизаций объявляются «тем путём, на котором миллионы людей… смогли испытать Божественную Тайну». В этих религиях, несмотря на наличие в них «ошибочных представлений», авторы «Голландского катехизиса» видят «действие Предвечного Слова… не прямое, через непосредственное Откровение, данное Богом еврейскому народу и для всех людей, но, тем не менее, действие глубокое и реальное». Рассматривая нехристианские религии, «Голландский катехизис» обращает внимание на «неустанный поиск человеком своей собственной глубины» в индуизме, «чистую, возвышенную мораль» в буддизме, «глубокое преклонение перед абсолютным могуществом Божиим» в исламе.

 



 
PR-CY.ru