ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 10

Наряду с этими религиями излагаются учения гуманизма и марксизма – «двух крупных духовных движений современного человечества», заключающих в себе «бессознательное стремление, поиск на ощупь истинного лика Иисуса Христа, который так часто искажаем мы, христиане». В целом «Голландский катехизис» отмечает, что, «если христианин будет внимателен и заметит свет истины и в других философиях, он, быть может, глубже почувствует истину Иисуса». В то же время его авторы подчёркивают, что не собираются утверждать, будто «религиозная позиция не имеет значения. Мы хотим лишь обратить внимание на тот факт, что христианская истина вне католической Церкви, и особенно у христиан, с которыми мы хотим объединиться, знает много разных оттенков, ответвлений и продолжений, в которых нельзя не услышать голос Иисуса». В «Голландском катехизисе» говорится о необходимости экуменического диалога со всеми христианами, но, главным образом, с протестантами, т.к. католическая церковь испытывает «пустоту и зияющую рану» после их отделения. «Не только реформаторской Церкви не хватает истины католической Церкви. На католической Церкви тот же самый отпечаток: ей недостает истины Церкви реформаторской». Среди причин начала Реформации в «Голландском катехизисе» признаётся вина католической церкви, иерархи которой «не сумели отречься от богатства, чувственности, жажды власти» и оказались «неверны своей миссии хранителей Церкви Христовой». Реформация называется «трагедией, разорвавшей связь между Церковью и Священным Писанием», но «Христос и Дух не оставили реформаторские общины». 1 марта 1966 г. «Голландский катехизис», общий объём которого составил 602 страницы, был разрешён к публикации архиепископом Утрехтским кардиналом Бернардом Алфринком и к октябре того же года был издан тиражом более 400 тыс. экз. После его выхода группа голландских мирян обратилась к папе Римскому Павлу VI (1963–1978 гг.) с письмом, сообщавшим, что «Голландский катехизис» «излагает много идей, либо очевидно противоречащих вере, либо объясняющих различные истины веры настолько двусмысленно, что каждый читатель может решать для себя, являются ли они правильными или нет». Ввиду вызванного «Голландским катехизисом» большого общественного резонанса и из-за многочисленных протестов против его издания в начале 1967 г. по указанию папы Павла VI для его оценки была создана смешанная комиссия теологов со стороны Ватикана и голландского епископата. Выводы, утверждённые на её заседании в апреле того же года, не предлагали существенных поправок в «Голландском катехизисе» и не учитывали требований папы об изменении наиболее спорных его положений (существование ангелов, девственное рождение Христа, Искупление). Дальнейшее исследование «Голландского катехизиса» папа Павел VI поручил специальной комиссии кардиналов (Йозеф Фрингс, Жозеф Лефевр, Лоренц Ягер, Эрменеджильдо Флорит, Майкл Браун и Шарль Журне). На её первом заседании (27–28 июня) были приняты решения о приостановке изданий и переводов «Голландского катехизиса» на другие языки и о полном его пересмотре, который поручался теологам из семи европейских стран. Выработанные ими варианты исправлений были одобрены на втором заседании комиссии (12–14 декабря), и после их согласования с кардиналом Б. Алфринком нескольких теологов со стороны Ватикана и голландского епископата приступили к подготовке исправленного варианта «Голландского катехизиса».

 



 
PR-CY.ru