ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 8

Сама непогрешимость не воспринимается как «регистрация точных соответствий букве», т.к. «мы никогда не имеем дела собственно с истиной, а всегда с её выражением». Поэтому истина «должна всегда выражаться в новой, приспособленной к изменившимся условиям форме», её нужно переводить «на язык каждой новой эпохи», допуская возможность «улучшения перевода», в таком случае вероучение не превращается в «застывшую схему», а остаётся живым голосом. Таинства в «Голландском катехизисе» описываются как внешние символы, «посредством которых Христос хочет встретиться с нами», а также как «действенные знаки», дарующие спасение. Не упоминая о действующей в таинствах благодати, «Голландский катехизис» отводит им значение «оформления главных событий нашей жизни для выражения того, что мы спасены и возрождены». Таинство Крещения есть символ вхождения в общину Божию. В таинстве Покаяния в соответствии с католическим богословием признаётся необходимость не только «сокрушения о грехе», но и «удовлетворения за грехи» со стороны кающегося, т.е. «возмещения содеянного зла» (с утверждением возможности индульгенций), само таинство Покаяния называется лишь «знаком» прощения грехов. В таинстве Брака главным считается решимость вступающих в брак «принадлежать друг другу с любовью и верностью». Учение «Голландского катехизиса» о Евхаристии признаёт реальное присутствие Христа в Святых Дарах, но Евхаристия рассматривается и символически: даже не причащаясь, христианин участвует в трапезе, вступает «в соприкосновение» со Христом. Присутствие Христа имеет место и в церковном собрании при богослужении, и в литургическом хлебе. Традиционное католическое учение о пресуществлении охарактеризовано в «Голландском катехизисе» как соответствующее средневековой религиозной ментальности. Для современного мышления он предлагает другое понимание: «Для нас сущность хлеба заключается в том, что он есть для человека земная пища. Сущность литургического хлеба становится совсем иной – Телом Иисуса как пищей жизни вечной». «Голландский катехизис» призывает не отделять «пребывание Христа в Евхаристии» от других «видов пребывания Христа среди нас», особенно от Его присутствия «Духом Святым в сердцах людей и в их взаимоотношениях», т.к. «этот последний вид – важнейший из всех форм пребывания». В целом евхаристический хлеб «следует воспринимать как понятие антропологическое, а не физическое», поэтому частицы Святых Даров, оставшиеся на покрове алтаря, не несут в себе присутствия Христа. Главной причиной служения Евхаристии в церкви названо заповедание её совершения Христом, благодаря чему верующими всегда ощущается «близость и реальность Жертвы Иисуса». Описание Евхаристии приводится в соответствии с принятой на втором Ватиканском соборе конституцией о литургии, положившей начало литургической реформе. Евхаристия представлена как общее собрание верных «для совместного воспоминания» и благодарения, а также как «общая трапеза» и лишь затем как «преложение жертвы». В «Голландском катехизисе» уделяется особое внимание царственному священству Народа Божия (1 Петр. 2:9), которое трактуется достаточно широко: «Есть только одно священство – Иисуса Христа. Именно в этом священстве участвует Народ Божий», принимающий его «через слово и таинство» от священнослужителей.

 



 
PR-CY.ru