ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 5

Поскольку авторы «Голландского катехизиса» исходят из идеи эволюционизма, в нём отсутствует упоминание о грехопадении Адама и первородном грехе, что привело к умалчиванию или отрицанию ряда существенных католических догматов – непорочного зачатия Девы Марии, искупительной жертвы Христа на Голгофе, реального присутствия Христа в евхаристии после пресуществления и повторения Голгофской жертвы в мессе. Авторы «Голландского катехизиса» отказываются говорить о загробном мире, ссылаясь на отсутствие в Священном Писании указаний на то, где пребывает умерший после смерти: Писание лишь возвещает, что Бог призывает мёртвых к Себе. В «Голландском катехизисе» нет конкретного признания рая и ада, т.к. в настоящее время для «нашего верующего сознания быть мёртвым не означает быть определённым образом связанным с определённым пространством. Умерший существует, но где? Мы этого не знаем». «Голландский катехизис» представляет рай, ад и чистилище как символы; рождение Христа от Девы объясняет образной метафорой; многие моменты библейской истории (например, вознесение Христа) призывает понимать и трактовать аллегорически, выступая против буквального понимания Библии. «Мир, прощение и глубокая привязанность ко Христу – вот начало рая» уже в земной жизни; символы ада в Священном Писании трактуются как образы отдаления от Бога и ужасного состояния тех, кто ожесточились и не имеют любви (это «окончательная изоляция в себе: без контакта с другими и без контакта с Богом»). Сошествие Христа во ад представляется образным выражением, констатирующим действительную смерть Христа. Слова Христа о «вечной муке» (Мф. 25:46) «Голландский катехизис» воспринимает как Его призыв «ненавидеть зло, желать всего, что делает человека добрым, вверять себя Иисусу Христу». Католическое учение о чистилище объясняется в «Голландском катехизисе» имевшейся раньше потребностью в наглядном представлении «очищения» – окончательного приобщения умершего к божественному свету, но в настоящее время от этого представления следует отказаться, чтобы «не материализовать его», а «вернуться к трезвости начальной Церкви и рассматривать очищение как имманентное смерти». Следуя символическому истолкованию библейских реалий, авторы «Голландского катехизиса» предлагают не задумываться над вопросом: принадлежат ли духовные существа библейской картине мира, или они познаются человеком через откровение? Во всяком случае, говорится в «Голландском катехизисе», имеющиеся в Библии описания ангелов выражают истину, «что Бог печётся о нас множеством разнообразных способов»; сатана же представляется «ужасающим Злом», проявляющимся в человечестве. Изгнание Христом бесов «Голландский катехизис» разъясняет как исцеление от душевных болезней. Указывая на то, что «Иисус говорит о сатане как о силе, наделённой личностью», действовавшей в бесноватых, «Голландский катехизис» отмечает, что природа этой силы «относится к области таинственного», и признаёт неспособность человеческого разума познать происхождение зла в мире. В «Голландском катехизисе» грех – это «свободное нарушение любви Божественной и человеческой» и «отклонение человека, который отвращается от Бога и который не в силах сам овладеть ситуацией».

 



 
PR-CY.ru