ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС - Страница 4

Основываясь на этом, «Голландский катехизис» решает вопрос о первоначалах в духе «христианского эволюционизма», схожего с учением католического теолога и философа Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.). Творение мира Богом представляется как постоянно продолжающийся процесс: «Вместо того чтобы говорить – “Бог сотворил”, лучше говорить – “Бог творит”». Допуская происхождение жизни на земле из воды, а жизни человека от животного, с постепенным переходом от питекантропа к современному человеку, «Голландский катехизис» полностью отходит от идеи непосредственного творения человека Богом и от традиционного христианского моногенизма, предлагая рассматривать историю Адама и Евы как «трактат о человеке». Следствием излагаемого в «Голландском катехизисе» «христианского эволюционизма» является отход от общехристианской антропологии и учения о «составе» человека из души и тела. «Голландский катехизис» фактически отрицает творение и существование духовного мира (ангелов, демонов и самой души человека), а вместо традиционного христианского моногенизма (происхождение людей от одной пары) излагает концепцию эволюционизма, отвергает идею творения Богом каждой человеческой души как не учитывающую, «что творение есть реальность, в которой движение идёт от высшего к низшему», и что «тело и душа нераздельны». Творение человека представляется «единым актом», где родители «сотрудничают» с Богом, и где «человеческая наследственность и рука Божия действуют сообща». Отстаивая данную позицию, «Голландский катехизис» утверждает, что «Библия никогда не рассматривала душу как существующую отдельно от всего материального», а Христос употреблял понятие «душа» для обозначения «жизни, жизненного ядра всего человека», но не отдельного «духа, не связанного с материей». Традиционное христианское учение о смерти как о разделении души и тела и учение об их последующем воссоединении в день Страшного Суда «Голландский катехизис» называет «вполне законной интерпретацией библейских данных», но излагает собственную: «Весь и целый земной человек теряется в смерти», хотя «свет и тепло, излучавшиеся им, продолжают своё действие в других»; ушедший продолжает жить «личностным образом» в той степени, в какой оказывает влияние его праведная жизнь на последующее поколение. Существование человека после смерти – это его «воскресение в новом теле», являющееся не восстановлением земного тела из «рассеянных молекул», а «завершением нашего духовного тела» (о различных точках зрения на тело, в котором воскреснет человек, см. ст. Воскресение мёртвых). Отсюда понимание вечной жизни как продолжения действия добра после смерти человека («вот прекраснейший знак, по которому мы можем ощутить жизнь в Боге наших умерших»). Католический догмат о телесном вознесении Девы Марии объясняется в «Голландском катехизисе» как исповедание католической церковью Её свершившегося прославления у Бога (в отличие от других праведников, только «находящихся на пути к Воскресению»). «Христос воскресший и Мария, вознесённая на небо, – истинный Адам и истинная Ева человечества» не пребывают на небе физически, т.к. «мы не можем представлять себе эти реальности в терминах пространства и времени».

 



 
PR-CY.ru