ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 13

В честь Божьей Матери установлено около 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апреля и 7 сентября), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 ноября), Её явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 января) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 августа), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по коптскому календарю регулярно совершается празднование в честь Божьей Матери. Периоды поста схожи с периодами поста в византийской традиции. К главным относятся Великий пост (семь недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский – с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа), – Рождественский (43 дня, начиная с 16 Хатора/12 ноября); при этом первые три дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976–979 гг.) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сирийской традиции заимствован трёхдневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и семидневный пост Ираклия (за восемь недель до Пасхи; этот пост считается также первой седмицей Великого поста, которая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы). В богослужении коптской церкви отразилось и древнеегипетское деление года на три больших периода: разлив Нила (12 Паоне – 9 Паопе/6 июня – 6 октября), сев (10 Паопе – 10 Тобе/7 октября – 5 января), урожай (11 Тобе – 11 Паоне/6 января – 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы. В коптском календаре помимо общехристианских имеется множество имён египетских и сирийских святых, среди которых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти архангела Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мученицы Фёклы повторяются несколько раз в год. Среди оригинальных праздников – исцеление Иова (1 Тоута/29 августа), чудо святителя Василия (13 Тоута/10 сентября), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение пророка Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится несколько воспоминаний освящения храмов. Эфиопская церковь пользуется тем же календарём, что и коптская, но названия месяцев иные. Годы, образующие четырёлетний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря (как и у коптов) используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Церковный год начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 августа). В эфиопской церкви девять главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение; 29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха; иногда включается в Страстную седмицу), праздник апостола Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т.е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение; 13 Нахасе/6 августа), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 декабря), Богоявление (Крещение; 11 Тэрра/6 января) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янвВаря; иногда толкуется как отдельный праздник).

 



 
PR-CY.ru