ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 12

В честь церкви отмечаются следующие праздники: на Антипасху (основание церкви и обращение язычников), в третье воскресенье после Пасхи (основание Иерусалимской церкви), в третье воскресенье после Пятидесятницы (основание собора в Эчмиадзине), в субботу перед Успением (его освящение), в субботу перед Преображением (праздник Ветхозаветного кивота и Новозаветной церкви), в субботу перед Воздвижением (освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме), во вторник, в среду и в четверг после Воздвижения (освящение храмов Рождества Христова в Вифлееме, Вознесения и Успения в Иерусалиме). Помимо Начального, Великого и поста Пятидесятницы в армянском обряде имеются малые посты, по пять дней, перед Преображением, Успением, Воздвижением, перед обретением мощей Григория Просветителя и накануне времён года (лета – пророка Илии, осени – Варагского Креста, зимы – св. Иакова Нисибинского). Памяти святых совершаются только в те дни, когда нет праздников или постов, за исключением памяти пророка Ионы (в пятницу Начального поста), Усекновения главы Иоанна Предтечи (в субботу после Пасхи), памяти пророка Илии (в седмицу после Пятидесятницы). Коптская церковь доныне следует александрийскому году, который сходен с юлианским (отличаются названия месяцев, каждый из 12 месяцев состоит из 30 дней, в конце года имеется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести (каждый четвёртый год) дней). Начало церковного года приходится в зависимости от четырёхлетнего цикла на 29 или 30 августа (по юлианскому календарю). К числу семи великих Господских праздников относятся Рождество Христово (29 (28) Хойака (Киака)/25 декабря), Крещение (11 Тобе/6 января), Благовещение (29 Паремготепа/25 марта), Вход Господень, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. Празднованию Рождества Христова предшествует подготовительный период и навечерие. На следующий день после него совершается праздник Поклонения волхвов. Богоявлению также предшествует навечерие. Малыми Господскими праздниками считаются: Обрезание Господне (6 Тобе/1 января), Чудо в Кане (13 Тобе/8 января), Сретение (8 Эмшира/2 февраля), Великий четверг, Фомино воскресенье, Вхождение Христа (или Святое Семейства) в Египет (24 Пашонса/19 мая), Преображение (13 Месоре/6 августа), а также Освящение храма Воскресения в Иерусалиме и Обретение (Воздвижение) Креста (16–17 Тоута/13–14 сентября; Обретение Креста св. Еленой и императором Ираклием празднуется также 10 Паремготепа/6 марта). К малым праздникам причисляется и Новый год (Навруз – 1 Тоута/29 августа). Несколько раз в календаре фигурирует однодневное празднование Благовещения, Рождества Христова и Воскресения Господня (24 января, 23 февраля, 23 июля), что, видимо, связано с характерной для коптов и эфиопов практикой частого воспоминания ряда центральных событий Священной истории и наиболее почитаемых народом святых. Вместе с тем другие примеры указывают на попытки привязать подвижные праздники к конкретным числам (например, 25 марта – Воскресение Христа из мёртвых, 1 апреля – явление Иисуса Христа апостолу Фоме, 3 мая – Вознесение Христово). В некоторых календарях Рождество Христово отмечается 22 августа.

 



 
PR-CY.ru